logo
UMK_PSIHOLOGIYa_RAZVITIYa_ChYeLOVYeKA

Взаимоотношения дошкольников в игре

Психическое развитие. Отмечается развитие дифференцирован­ной чувствительности. Происходит освоение сенсорных эталонов, формирование перцептивных действий. В 3 года ребенок манипули­рует предметом без попытки обследования его, называют отдельные предметы. В 4 года ребенок рассматривает предмет, выделяет отдель­ные части и признаки предмета. В 5-6 лет ребенок планомерно и пос­ледовательно обследует предмет, описывают его, устанавливают пер­вые связи. В 7 лет ребенок уже систематически, планомерно рассмат­ривает предмет, объясняет содержание картины. Развивается восприятие пространства, времени и движения, ребенок воспринимает художественные произведения. Развивается социальная перцепция как способность воспри­нимать и оценивать отношения с другими людьми.

Устойчивость внимания зависит от характера воспринимае­мых объектов. Для этого возрастного периода характерно различ­ное соотношение непроизвольного и произвольного внимания в разных видах деятельности. Происходит формирование устойчи­вости и сосредоточения внимания.

Развиваются представления как основа образной памяти. Происходит переход от непроизвольной памяти к произвольной. На продуктивность запоминания влияет установка и характер дея­тельности. У детей развивается эйдетическая память. В структуре самосознания ребенка появляется прошлое и будущее.

Для мышления характерен переход от наглядно-действенно­го к наглядно-образному мышлению (4-5 лет), формирование; про­стейших форм рассуждений (6-7 лет), в шестилетнем возрасте, по­является причинное мышление. Происходит освоение приемов опосредования, схематизации, наглядного моделирования (6-7 лет). В 4 года мышление формируется в процессе предметщлх действий. В 5 лет мышление предваряет предметное действие. В 6-7 лет дети переносят определенный способ действия на другие ситуации, по­являются элементы словесно-логического мышления.

Развитие воображения зависит от опыта ребенка, воображение влияет на творчество детей. Воображение сопровождается яркой эмоциональной окраской. Игровая и изобразительная деятельность влияет на развитие воображения.

Происходит освоение речи как основного механизма социа­лизации ребенка. Развивается фонематический слух, активный и пассивный словарь, происходит освоение словарного состава и грамматического строя языка. В 5 лет происходит осознание зву­кового состава слова, в 6 лет дети овладевают механизмом слого­вого чтения.

Развитие личности дошкольника

Личностное развитие. Происходит развитие самосознания, оно формируется благодаря интенсивному интеллектуальному и лично­стному развитию. Возникает критическое отношение к оценке взрос­лого и сверстника. Оценивание сверстника помогает оценить себя. Во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмо­циональной самооценки и рациональной оценки чужого поведения появляется самооценка. К концу дошкольного возраста складывает­ся правильная дифференцированная самооценка, самокритичность. В 3 года ребенок отделяет себя от взрослого; о себе, о своих каче­ствах еще не знает. В 4-5 лет слушает мнения других людей, оцени­вает себя на основе оценок старших и своего отношения к оценкам; стремится действовать в соответствии со своим полом. В 5-6 лет оценка становится меркой норм поведения, оценивает на основе принятых норм поведения, лучше оценивает других, чем себя. В 7 лет ребенок старается оценивать себя более правильно.

Происходит развитие произвольности всех процессов - один из важнейших моментов психического развития. Волевое поведение дош­кольника во многом обусловлено усвоением нравственных установок и этических норм. Капризы, упрямство и негативизм в кризисные пе­риоды развития не свидетельствуют о слабом развитии воли.

В этом возрасте для детей характерна изменчивость проявления темперамента, созревание свойств нервной системы, тип темперамента влияет на поведение в различных видах деятельности. Развиваются базовые качества личности, происходит формирование личностных качеств под влиянием самосознания, на развитие характера влияет подражание. В различных видах деятельности интенсивно развива­ются способности, в деятельности проявляется одаренность. Форми­руется креативность как базисная характеристика.

В дошкольном возрасте развиваются мотивы общения. Про­исходит формирование соподчинения (иерархии) мотивов. Дети ориентируются на оценку взрослых, это служит основой для раз­вития мотивов достижения успехов.

Основное влияние на развитие эмоций и чувств оказывает одно из новообразований возраста - самосознание (внутренний мир). Внутренние переживания дошкольника становятся более ус­тойчивыми, развиваются чувства. Участие в игровой и других ви­дах деятельности способствует развитию эстетических и нравствен­ных чувств.

Общение со взрослыми имеет различие в разных возрастах: в 3-5 лет общение внеситуативно-познавательное (познаются предметы и явления окружающего мира). В 5 - 7 лет – внеситуа­тивно-личностное (осознаются особенности взаимоотношений между сверстниками и взрослыми и особенности своей личности). Общение со сверстниками имеет характер игрового сотрудниче­ства, дети учатся сопереживанию.

Новообразования в дошкольном возрасте. Начало развития произвольности. Способность к обобщению переживаний. Нрав­ственное развитие. Способность к перцептивному моделированию. Социализированная речь. Развитие наглядно-образного и появление словесно-логического мышления. Появление «внутреннего мира». Кризис 7 лет - это кризис саморегуляции, напоминающий кризис 1 года. По мнению Л.И. Божович это период рождения со­циального «Я» ребенка. Ребенок начинает регулировать свое пове­дение правилами. Базальная потребность- уважение. Потеря детской непосредственности (манерничанье, кривляние). Обобще­ние переживаний и возникновение внутренней психической жиз­ни. Способность и потребность в социальном функционировании, в занятии значимой социальной позиции.

Игра в дошкольном возрасте

Основные виды деятельности дошкольника: игра, продук­тивная деятельность(рисование, лепка, аппликация, конструиро­вание), трудовая деятельность, учебная деятельность.

Предпосылки игры закладываются в раннем детстве (ребенок уже овладел знаковой функцией сознания; использует предметы-заместители; может переименовывать себя в соответствии с ролью; может сознательно подражать взрослому, отражая их действия и взаимоотношения).

Функции игры: дети познают свойства предметов и действия с ними, и отношения между людьми; формируются и развиваются отдельные психические процессы, изменяется позиция ребенка по отношению к окружающему миру, развивается мотивационно-потребностная сфера, развивается произвольность психических фун­кций, развивается способность к сопереживанию и формируются коллективистские качества, удовлетворяется потребность в призна­нии (статусная роль) и осуществлении самопознания, рефлексии.

Структурные компоненты сюжетной игры:

- СЮЖЕТ, который ребенок берет из жизни (бытовой, обще­ственный);

- СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ (действия взрослых, взаимоотноше­ния взрослых);

- РОЛИ, усваиваемые ребенком, разнообразные (эмоционально-привлекательные; значимые для игры, мало привлекательные для ребенка);

- ПРАВИЛА определяются в процессе игры самими детьми;

- ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ являются обязательными компонен­тами игры (могу быть выражены символически);

- ИГРУШКИ, используемые в игре, разнообразные (готовые, самоделки, предметы-заместители; могут играть и без игрушек, прибегая к воображению).

Особенности взаимоотношений в играх детей:

1.ИГРОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ - отражают взаимоотношения детей по сюжету и роли (дочка в игре слушает маму).

2. РЕАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - отражают взаимоотношения детей как партнеров, товарищей, выполняющих общее дело, воз­никают при распределении ролей, в процессе игры, если не вы­полняются правила, установленные самими детьми.

Взаимоотношении в игре у дошкольников строятся посте­пенно: усваиваются правила и распределение игрового материала и действий с ними; усваиваются средства воздействия на партнера и рефлексия самого себя как субъекта общей деятельности; осваи­вается пространство взаимодействия, самовыражения и решения вопроса совместимости; отрабатываются средства реализации вза­имодействий (настраивание на позицию партнера, согласование действий с ним, при необходимости помощь и т. п.).

Особенности игровой деятельности детей отражены в таблице (4.7).

Таблица 4.7