logo
UMK_PSIHOLOGIYa_RAZVITIYa_ChYeLOVYeKA

Тема 19. Психическое развитие в дошкольном возрасте

Традиционные взгляды на дошкольный возраст. Предпосылки перехода от раннего возраста к дошкольному возрасту: переход от рядоположенности к иерархическому построению двух видов замещения в функциональной системе. Социальная ситуация и общие условия психического развития дошкольников.

Развитие психики ребенка в условиях совместной деятельности общения. Специфика межличностных отношений у дошкольников. Основные линии психического развития дошкольников. Характеристика психических новообразований дошкольного возраста.

Игровая деятельность и ее значение для психического развития ребенка. Анализ теорий детской игры. Структура детской игры. Этапы развития игровой деятельности в дошкольном возрасте.

Психологические особенности изобразительной, конструктивной и трудовой деятельности дошкольников.

Развитие познавательной сферы ребенка в дошкольный период. Общая характеристика сенсорного развития дошкольников. Пути и способы активизации сенсорного развития. Развитие внимания в дошкольном возрасте. Расстройства внимания, способы их предупреждения и коррекции. Развитие памяти в дошкольном возрасте. Развитие мышления в дошкольном возрасте. Специфика детского мировоззрения. Развитие речи в дошкольном возрасте. Роль речи в развитии познавательных процессов. Развитие воображения и творчества в дошкольном возрасте. Возможные отклонения в развитии мышления, воображения и речи у разных возрастных групп дошкольников. Профилактика и пути коррекции отклонений.

Общение дошкольника со взрослыми и сверстниками. Характеристики общения дошкольника со взрослым. Стили общения взрослого с ребёнком. Общение дошкольника со сверстниками. Комплексы (варианты) общения со сверстниками. Становление детской субкультуры.

Становление личности в дошкольном возрасте. Основные новообразования личностного развития в дошкольном детстве. Особенности эмоциональной жизни дошкольника. Психосексуальная идентификация. Развитие индивидуально-психологических свойств. Развитие способностей дошкольном детстве. Основные направления работы с одаренными детьми.

Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка в дошкольный период. Особенности развития волевого поведения. Формирование произвольности поведения дошкольников, изменение иерархии мотивов, соподчинение мотивов. Подчинение волевого поведения нравственным установкам и этическим нормам.

Кризис шести-семи лет: симптоматика, новообразования, причины появления, особенности протекания, строение, психологическое значение. Понятие психологической и психофизиологической готовности к школе. Структура психологической готовности к обучению. Психофизиологические параметры готовности к школе.