logo
UMK_PSIHOLOGIYa_RAZVITIYa_ChYeLOVYeKA

Ганзен в.А., Головей л.А. К системному описанию онтогенеза человека

(Психологический журнал. Т.1. №1, 1980)

Генетический принцип в настоящее время является одним из ведущих принципов психологии (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготкий А.Н.Леонтьев и др.). Б.Г.Ананьев, анализируя многопла­новые разрозненные данные, накопленные в разных областях научного знания, подчеркивал необходимость в построении це­лостной системы возрастной психологии, включающей данные обо всех фазах и стадиях человеческой жизни и раскрывающей целостность, единство индивидуального развития человека. При этом важно раскрыть взаимосвязи и взаимопереходы между ста­диями, выявить сенситивные и критические периоды развития. Решение этой проблемы возможно лишь в комплексном иссле­довании, опирающемся на системный анализ данных.

Проблема периодизации онтогенеза человека, возникшая впервые в философии и педагогике, особую значимость приоб­рела в психологии. Однако наиболее детально разработанной она оказалась в биологии и медицине. Периодичность развития установлена объективно с высокой степенью достоверности как на уровне целостного организма, так и на тканевом, орган­ном и клеточном уровнях.

В современной науке применяются два принципа возраст­ной периодизации индивидуального развития человека: пер­вый — основанный на биологических признаках, рассматрива­ющий жизненный цикл как ряд последовательно сменяющих друг друга стадий формирования индивида, и второй — опира­ется на социальные характеристики становления личности. Наиболее разработанными являются периодизации, в основе которых заложены биологические признаки. Так, например, в работе при построении периодизации учитываются показате­ли скорости роста, дифференцировка тканей и органов, изменение напряженности и характера обмена веществ, а также изменения в молекулярной биологии клеток и межклеточного вещества. В работе выделяются экологические и морфологи­ческие признаки периодизации. Часто понятие возраста реду­цируется до его биологических характеристик (зубной возраст, костный и т. д.).

Имеется несколько периодизаций, опирающихся на соци­альные характеристики, например, по тем учреждениям, где ребенок социализируется (ясельный возраст, дошкольное, школьное детство и т. д.). И. С. Кон прямо пишет: «Возрастные свойства — это место личности и человека в социальной струк­туре». В работе в основу периодизаций предлагается положить выделение ведущих социальных деятельностей (данная пери­одизация охватывает только период от рождения до юношес­кого возраста).

В психологии и педагогике проблема периодизации встает в связи с разработкой диагностических методов, повышением эффективности обучения и воспитания и, в конечном итоге, предполагает изучение индивидуального развития человека. В 20-е годы в институте мозга В.М.Бехтерева и ряде других центров была проделана большая работа по изучению стандар­тов возрастного развития. В дальнейшем изучение возрастных особенностей человека сосредоточилось в области педагогичес­кой психологии в связи с задачами обучения и воспитания на всех этапах дошкольного и школьного возраста. Практически с этими задачами связаны и периодизации П.П.Блонского, Ж.Пиаже. Развитие акмеологии выдвинуло новые проблемы изучения онтогенеза. В 50-60-е годы началось обобщение ито­гов сравнения экспериментальных данных о различных возраст­ных периодах (В.Шевчук, Д.Б.Бромлей и др.). Накопление сравнительных характеристик разных периодов жизни человека, отграничивающих периоды детства, отрочества, юности, зрело­сти, старости, сопровождалось выделением как макро-, так и микропериодов развития.

Наиболее полная периодизация Д.Б.Бромлей, охватыва­ющая психологические и социальные характеристики, имеет в своей основе смену способов ориентации, поведения и комму­никации во внешней среде.

И тем не менее все имеющиеся периодизации не дают целостного представления об онтогенезе человека. Не случайно разработка теории онтогенетического развития в психологии исторически обусловлена системным подходом, начало которого (Л.С.Выготский, П.П.Блонский) явилось основой для пост­роения общей теории индивидуального развития. Этот факт объясняется ключевым положением, занимаемым психологией в системе современного научного знания, в силу которого она осуществляет взаимосвязи между естественными и обществен­ными науками о человеке (Ж.Пиаже, Б.Г.Ананьев, Б.М.Кед­ров, Ф.В.Константинов).

Последние десятилетия характеризуются становлением си­стемы человекознания как в отечественной науке, так и за ру­бежом. Изучение субъекта труда, познания и общения потре­бовало объединения столь широкого диапазона характеристик человека как индивида, личности, индивидуальности, что с но­вой остротой встал вопрос об их систематизации.

В работе выделяются три группы признаков, на основании которых можно построить возрастную периодизацию онтоге­неза: биологические, психологические, социальные. Однако вы­деления только этих групп признаков недостаточно; необходим более полный учет имеющихся данных для системного описа­ния онтогенеза человека.

Цель настоящей статьи состоит в том, чтобы, опираясь на имеющиеся данные о возрастных периодизациях, подойти к построению системного описания онтогенеза человека как ин­дивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности. Нам представляется важным рассмотреть некоторые дан­ные о принципах деления онтогенеза на временные отрезки. Л.С.Выготский в качестве критериев выделения возрастных периодов предлагает возникновение новообразований в про­цессе развития. Под новообразованием понимаются те психи­ческие и социальные изменения, которые на данной ступени возникают впервые, т. е. имеется в виду появление нового качест­ва, ограниченного только психическим и социальным уровня­ми. Утверждается, что критерием периодизации следует счи­тать изменение способа взаимодействия организма с соответ­ствующими условиями среды. При этом изменение условий среды (в широком смысле слова социальной и биологической) влечет за собой преобразование деятельности различных систем организма, обеспечивающее его адаптацию к существенно новым условиям среды, с которыми организм ранее не вза­имодействовал, т.е. и здесь речь идет о качественных перестройках.

При разнообразии критериев в работах, посвященных периодизации, для обозначения временных отрезков онтогенеза используется и большое число самых разных понятий: «фаза», «период», «отрезок» и др. Так, А.Н.Северцов и П.П.Блонский рассматривают периоды как основные составляющие онтогенеза. Мартин и Заллер (1957) в качестве такого понятия используют возраст.

<…>Таким образом, в литературе для обозначения временных отрезков онтогенеза используются самые разные понятия: стадия, период, фаза, возраст, этап, ступень, цикл. Помимо этого, в одно и то же понятие разными авторами вкладывается различный смысл, что еще больше увеличивает неоднозначность толкования временных отрезков онтогенетического развития. Мы пытались выделить те понятия, которые встречаются наиболее часто. Ими оказались стадия, период, фаза.

Понятие стадии в Большой Советской Энциклопедии формулируется как «определенная ступень в развитии чего-либо, имеющая свои качественные особенности». В различных словарях понятие стадии формулируется в качестве применяемо­го лишь в биологии, где оно используется для описания стадиальности в развитии растений. Исходя из последнего мы полагаем, что понятие стадии при периодизации онтогенеза человека следует применять в том случае, когда речь идет не просто об изменении уровня развития какой-либо отдельной функции, а о разрыве непрерывности как в количественном, так и в качественном плане. Причем эти изменения захваты­вают несколько или даже все уровни организации человека как индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности. Опыт 15-летнего коллективного комплексного исследования многоуровневой организации человека, включающего интеллектуальное развитие, общую реактивность и нейродинамику, психомоторику и перцептивные процессы, моти­вацию и характер, проведенного под руководством Б.Г.Ана­ньева на возрастном диапазоне от 18 до 35 лет, свидетельству­ет о противоречивости и неравномерности развития функций в каждый из периодов взрослости. Накопленные в науке дан­ные свидетельствуют о том, что не все функции имеют скач­кообразный характер изменений, поэтому нарушение непре­рывности может происходить при пересечении с пороговым значением функции, равносильным ее качественному измене­нию. Это видно на примере динамики окислительных процессов в лимфоцитах крови, которые, начиная с 20-летнего воз­раста, усиливаются, достигая максимума в 40-49 лет, затем уменьшаются, в 50-59 лет достигают уровня 20-летних, после чего идет прогрессирующее снижение интенсивности окисли­тельных процессов. Жизненная емкость легких такого порого­вого значения достигает тоже в возрасте 50 лет, сила мышц кисти — в возрасте 45-50 лет.

Понятие периода определяется «как очерченный отрезок времени онтогенеза, в пределах которого особенности физиологических отправлений более или менее однозначны». Это определение не является достаточно четким и охватывает толь­ко один ряд признаков, а именно физиологический, не учиты­вая всей сложной многоуровневой структуры организма. Мы полагаем, что периоды существуют внутри стадий, и переход от одного периода к другому сопровождается в основном количе­ственными изменениями, захватывающими несколько уровней, однако в ряде случаев имеется и качественная динамика харак­теристик.

«Фаза — определенный момент в развитии какого-либо яв­ления, в изменении формы или состояния какого-либо тела; различные состояния какого-либо периодического явления» (БСЭ, т.19. С. 493.), т.е. фазу можно рассматривать как часть периода; именно так она рассматривается рядом авторов. Таким образом, фаза со­провождается только количественной динамикой характерис­тик; изменения охватывают не все уровни, носят локальный характер.

Анализ понятий «стадия», «период», «фаза» свидетельствует о наличии количественных и качественных характеристик границ основных этапов онтогенеза. Выделяя количественные особенности, мы учитывали разрыв непрерывности, исчезнове­ние одного и появление нового качества, утрату старых связей и образование новых. Именно такой границей является стадия, которая выделяется по качественным признакам. Периоды делят­ся по качественным и количественным критериям. Фаза же — чисто количественная характеристика.

Попытаемся выделить и описать границы основных этапов онтогенеза. Для этого построим сетку, отражающую количе­ственные и качественные характеристики основных этапов он­тогенеза — онтогенетическую сетку (рисунок). Предложенная онтогенетическая сетка будет служить пространственной опо­рой для систематизации данных об онтогенезе человека.

При составлении сетки мы исходим из положения Б.А.Ананьева о целостности и единстве человека как индивида, субъекта деятельности, личности и индивидуальности на всех этапах он­тогенеза. Под сеткой мы понимаем графическое изображение уровневых и временных отношений онтогенеза. Сетка образо­вана совокупностью горизонтальных и вертикальных линий, отражающих особенности онтогенетического развития в соот­ветствии с понятиями «стадия», «период», «фаза».

Для построения сетки уровневых и временных отношений онтогенеза используем семь уровней, описанных в литературе. Каждая из семи горизонтальных параллельных линий соответ­ствует одному из уровней: генетическому, морфологическому, физиологическому, психофизиологическому, психологическо­му, социально-психологическому, социальному. Ось времени, на которой отмечены границы онтогенеза, расположена гори­зонтально.

Вопрос о границах онтогенеза вызывает в литературе дис­куссии. Так, Геккель ограничивал онтогенез только эмбрио­нальным периодом. А.Н.Северцов расширил понятие онто­генеза до возникновения взрослого половозрелого состояния. И наконец, Крыжановский, а также А.В.Нагорный, В.Н.Ни­китин, И.Н.Буланкин считают, что с понятием онтогенеза не­обходимо связывать всю совокупность последовательных из­менений организма от оплодотворенной яйцеклетки до старо­сти и смерти. Таким образом, за точку отсчета онтогенеза примем начало внутриутробного развития, т. е. оплодотворение яй­цеклетки.

При определении конечной точки онтогенеза тоже встречают­ся трудности. Длительность жизни представляет собой признак вида. Для млекопитающих, в том числе для человека, макси­мальная длительность жизни составляет 118-120 лет, по дан­ным работы — 100-120 лет. Для удобства представления экс­периментальных данных шкалу времени выберем l=100√T , где Т — время жизни в годах, l —расстояние от 0 до соответству­ющей точки на шкале.

Попытаемся выделить и охарактеризовать границы основ­ных этапов онтогенеза. Периодизация онтогенеза затрудняется сложностью самого процесса развития, его неравномерностью (проявляющейся в разном темпе развития и созревания функ­ции в разные фазы онтогенеза), а также гетерохронностью, раз­новременностью созревания и развития. Б.Г.Ананьев пишет о том, что зрелость человека как индивида (физическая зрелость), как личности (гражданская), как субъекта познания (умствен­ная) и труда (трудоспособность) во времени не совпадают. Об этом свидетельствуют и современные данные развития опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, эндокринного статуса и нервной системы, а также примеры про­странственно-различительных функций, функции внимания, памяти, мышления, психомоторных функций, реактивности организма.

Вследствие неравномерности, гетерохронности и различия индивидуальных темпов развития и созревания граница между стадиями не может быть точечной, а занимает некоторый временной интервал. Причем индивидуальные различия нарастают в онтогенезе от ранних фаз к более поздним. На это указывает Б.Г.Ананьев: «В ранние периоды жизни сроки наступления того или иного возрастного этапа носят общий характер». В работе закон разнообразия определяется как общий закон геронтогенеза; он заключается во все большей индивидуализа­ции в периоды старения, вследствие чего увеличивается разброс показателей; временная протяженность границ увеличивается по мере продвижения от начальной точки к конечной. Кроме того, вариативность данных растет по мере подъема от генетического уровня к социальному.

Фазное протекание целостного жизненного цикла человека есть последовательная смена моментов становления, эволюции и инволюции (Б.Г.Ананьев). Большинство авторов выделяет три основные стадии онтогенеза. У В.В.Бунака — это про­грессивная, стабильная, регрессивная, с границами в 20-21 год и в 40-55 лет. В более дробной классификации И.А.Аршавского можно выделить первый этап постнатального онтогенеза, для­щийся от рождения до 20-21 года, в которой период стационар­ного состояния — от 21 до 60 лет и третий период — после 60 лет. И.И.Шмальгаузен, А.В.Нагорный, В.Н.Никитин, принимая за исходную характеристику рост тела, выделяют три основных периода: I — прогрессивный рост: увеличение длины тела, повышение роста и объема, нарастающая дифференцировка (до 20 лет); II — стабильный рост: прекращение роста в длину и увеличение массы, завершение дифференцировки (до 60 лет); III — регрессивный рост: постепенная инволюция, длина и мас­са тела постепенно уменьшаются (после 60 лет).

Нами принято деление постнатального онтогенеза на три стадии. Опишем границы между стадиями. Граница между эмбриональной стадией и I постанатальной начинается с момента перерезки пуповины и характеризуется целым рядом качествен­ных изменений, охватывающих все уровни: ребенок соприкасает­ся впервые с условиями внешней среды, атмосферными влияни­ями, резко меняются условия поступления кислорода и пита­тельных веществ, начинается легочное дыхание; устанавливает­ся постоянное кровообращение, начинается внешняя секреция пищеварительных желез; изменяются морфологические и фи­зико-химические особенности крови; изменяется обмен энер­гии, повышается основной обмен, активность внутриклеточ­ных ферментов.

Граница между I и II стадиями, по мнению большинства авторов, выделяется в 19-21 год. Проследим динамику разви­тия характеристик по уровням (здесь и далее использованы среднестатистические характеристики, описанные в литера­туре для соответствующих возрастных групп). Описываемый возрастной отрезок характеризуется завершением главной фазы биологического развития, завершением роста; константа скоро­сти роста в 19—23 года снижается с 1,553 до 0,619, затем рост прекращается. Заканчивается формирование скелета, происхо­дит синостозирование затылочно-основного синхондроза, что является морфологическим признаком зрелости. Масса тела начинает увеличиваться на фоне прекратившегося роста. Ин­тенсивность основного обмена после 20 лет уменьшается на 0,12 ед. в год (от 1 года до 20 лет уменьшалась на 0,7 ед. в год), т. е. происходит скачок. Таким образом, возраст 20 лет является пиком общесоматического развития. Прирост веса желез внут­ренней секреции, интенсивно увеличивающийся до 20 лет, по­сле 20 значительно уменьшается. Систолическое артериальное давление достигает уровня взрослой нормы — 118-120 мм рт. ст. Пик всех видов чувствительности, по данным, наблюдается также в 20 лет. Вместе с тем пик психофизиологических, психических и интеллектуальных функций отмечен Б.Г.Ананьевым и его сотрудниками в 19 лет, когда наблюдается фронтальное повышение функционального уровня психомоторных характеристик, внимания, памяти, мышления, пик динамичности возбудительного и тормозного процессов. К 21 году заверша­ется формирование высших эмоций: эстетических, этических, интеллектуальных и самосознания. Д.Б.Бромлей, описывая динамику социальных характеристик, отмечает в этом возрас­те появление собственной семьи, уход из родительского дома, рождение первого ребенка, освоение профессиональных ролей, установление круга знакомых, связанных с работой. Таким об­разом, существенные изменения происходят на всех уровнях, и эти изменения носят не только количественный, но и, что самое главное, качественный характер, по многим функциям просле­живается скачкообразный характер изменений.

Не менее существенные качественные изменения происхо­дят и на границе между II к III стадиями постнатального онто­генеза (от 55 до 65 лет). После 50 лет начинается уменьшение длины и массы тела. С 55 лет, по данным В. В. Гинзбурга, про­исходит почти полное заращение всех швов на черепе, за ис­ключением чешуйчатого, кости черепа истончаются, выпаде­ние зубов приводит к атрофии альвеолярных отростков. Де­тородная функция прекращается, после детородного периода затухает самообновление протоплазмы. С 60 лет начинает сни­жаться вес желез внутренней секреции (околощитовидной, ги­пофиза, надпочечников). Вес половых желез начинает умень­шаться несколько раньше (В.В.Бунак). Происходит снижение уровня основного обмена с 24 до 17-20 ккал/кг. Окислитель­ные процессы в лимфоцитах крови в 59 лет почти достигают уровня 20-29-летних и начинают прогрессивно снижаться, т. е. имеет место пересечение с пороговым значением. После 60 лет снижается уровень РНК в крови, который, начиная с 20 лет, был стабилизированным. Таким образом, на генетическом, мор­фологическом и физиологическом уровнях происходят каче­ственные сдвиги всех процессов жизнеобеспечения.

Рассмотрим динамику на остальных уровнях. После 55 лет резко снижается амплитуда аккомодации, что ведет к уменьшению остроты зрения; аккомодация в эти годы достигает сво­его низшего уровня, затем стабилизируется. Начиная с 50 лет снижается различительная чувствительность глаза, по данным. Увеличивается нижний порог светоощущения. Происходит по­вышение пороговых величин по всем четырем видам вкусовой чувствительности. Реакция вестибулярного аппарата крайне слабая или вообще отсутствует. Порог вибрационной чувстви­тельности повышается от 17-20 до 35 (амплитуда вибрации при частоте 100 гц). По данным Майлса, начиная с 60 лет про­стое время реакции на звук увеличивается, что Биррен считает наиболее общим и универсальным признаком старения. Сни­жаются зрительно-кинестетические координации. Вербально-логические функции, которые до 50 лет возрастали, к 60 годам снижаются (Овенс, Шоемфельд). Вместе с тем этот возраст является годами пика социальных достижений, положения в обществе, власти и авторитета. Происходит изменение всей мо­тивации в связи с подготовкой к пенсионному возрасту жиз­ни (Б.Д.Бромлей). Как видим, и на психофизиологическом, психологическом, социально-психологическом уровнях проис­ходят качественные изменения.

Перейдем к описанию границ между периодами. В I стадии постнатального развития выделяется пять периодов: от рожде­ния до 1 года, от 1 года до 3 лет, от 3 до 7, от 7 до 13, от 13 до 20 лет. Таким образом, границы между периодами, или кризисы развития (Л.С.Выготский), определяются в 1, 3, 7 и 13 лет. Граница между 1-ми 2-м периодом характеризуется следующими изменениями в развитии: начинают образовываться швы меж­ду костями свода черепа, прорезываются первые коренные зубы; снижается константа скорости роста с 1,3 до 0,67; уровень ос­новного обмена достигает максимальных значений, после года начинает плавно снижаться (до 13 лет); организм достигает определенной физиологической зрелости, гормоны, ферменты и антитела в достаточной степени продуцируются организмом; происходит реализация и закрепление позы стояния, овладе­ние ходьбой, что означает свободное овладение пространством; начинается интенсивное развитие речи, формирование второй сигнальной системы; осуществляется сенсомоторная стадия развития логических структур (Ж.Пиаже); в начале второго года жизни ребенок перестает покорно подчиняться взрослому дети становятся способными действовать под влиянием не только непосредственных впечатлений, но и представлений; все большую роль начинает играть память, ребенок освобождается от скованности данной конкретной ситуацией и становится субъек­том. Как видим, значимые сдвиги происходят почти на всех уровнях; как организм и как субъект ребенок приобретает от­носительную автономию от взрослого.

В описании границы между 2-м и 3-м периодами на первое мес­то выступают изменения, происходящие на психологическим и социально-психологическом уровнях: в 3 года начинается кри­зис противопоставления, а затем подражания, становление са­мосознания, возникновение системы «я», резко возрастает по­требность в общении со сверстниками; не случайно это период, когда большинство детей начинает посещать детские учрежде­ния. Однако происходят изменения и на других уровнях: суще­ственно важными являются становление бега и прыжка, нача­ло уменьшения времени реакций.

Третья граница этой стадии приходится на возраст 7 лет. Какие же сдвиги происходят в этой критической точке? Возни­кают центры окостенения в эпифизах пятных и основных фа­ланг, начинается смена молочных зубов постоянными. Проис­ходят сдвиги в сердечно-сосудистой системе: частота пульса снижается до 75-88 уд/мин. Острота зрения достигает взрослых норм (Е. Ф. Рыбалко), происходит становление константы вос­приятия, формируется физиологическая готовность к новому виду деятельности — учению. У ребенка появляется осознание своего социального «я», появляется новый уровень самосознания, впервые происходит осознаваемое самим ребенком расхождение между его объективным общественным положением и внутренней позицией; его перестает удовлетворять прежний образ жизни и он хочет занять позицию школьника, стремится занять новое, более «взрослое» положение в жизни. Возникает устойчивая иерархическая структура мотивов, которая превращает ребенка из существа ситуативного в существо, обладающее внутренним единством и организованностью. Формируется действительная дифференцированная самооценка. Ребенок способен осознавать и самого себя, и то положение, которое он занимает в жизни. Таким образом, и здесь существенные сдви­ги происходят как на морфологическом и физиологическом, так и на социально-психологическом и социальном уровнях.

13 лет — граница между 4-м и 5-м периодами первой постнатальной стадии развития. В это время происходит слияние зон окостенения лобковой и седалищной костей, заканчивает­ся смена молочных зубов постоянными. Константа скорости роста начиная с 12 лет увеличивается с 0,67 до 1,55 и сохраняет­ся на этом уровне до 19-20 лет, т.е. происходит ростовой скачок. Интенсивность основного обмена начиная с 13 лет увеличива­ется. Происходит формирование вторичных половых признаков. Поле зрения достигает норм зрелого человека, память также до­стигает уровня взрослого (Е.Ф.Рыбалко). Функция внимания характеризуется снижением всех показателей: объема, переклю­чения, избирательности, устойчивости. Складывается система формальных операций и логических структур (Ж.Пиаже). По­ведение ориентировано на взрослые нормы; возникает способ­ность учитывать цели, выходящие за пределы сегодняшнего дня, способность к целеполаганию.

Таким образом, как видно из анализа границ периодов I ста­дии, в каждый из рассмотренных периодов происходит каче­ственное изменение показателей, охватывающее один или не­сколько уровней; причем в отдельные периоды эти изменения больше выражены на психологическом и социальном уровнях, как, например, в 3 и 7 лет; в другие периоды изменения захваты­вают главным образом морфологический, физиологический и психофизиологический уровни, как, например, в 1 год и в 13 лет.

Перейдем к рассмотрению границ II стадии постнатального развития. Здесь необходимо отметить очень малую изучен­ность этой стадии человеческой жизни как физиологами, так и психологами. Пионером изучения этого возрастного отрезка жизни в нашей стране был Б.Г.Ананьев. Очевидно, в силу ма­лой изученности в этой стадии выделяется всего лишь два пе­риода, их граница находится в возрасте 32-35 лет. Какие суще­ственные сдвиги происходят в этом возрасте? Это возраст мак­симальных достижений по показателям физического развития: силы, роста и веса, жизненной емкости легких. На этот же пе­риод приходятся и оптимальные характеристики некоторых психофизиологических и психологических показателей: динамичность торможения имеет оптимум в 33 года, оптимум устойчивости — в 34 года, один из пиков интеллектуального уровня приходится на возраст 35 лет, пик невербального интеллекта – в 33 года, после чего начинается снижение его уровня.

III стадия постнатального развития делится также на два периода; возраст 90 лет является их границей, которая может быть охарактеризована следующим образом: происходит сниже­ние всех видов чувствительности, по данным Грекова, с 90 лет начинается тотальное снижение памяти, нарушение биологи­ческих функций, хронические болезненные состояния.

Периоды онтогенеза делятся дальше на фазы. Причем выделение фаз онтогенеза, ведущее к большей дробности перио­дизации, в литературе описывается очень противоречиво.

Фазы выделяются по частным, локальным признакам, относящимся чаще всего к одному какому-либо уровню. Наиболь­шее количество фаз выделяется в первом периоде жизни. Толь­ко лишь на первом году жизни разными авторами выделяется от двух (А.Ф.Тур) до четырех фаз (В.В.Бунак, И.А.Аршавский). Рассмотрим некоторые границы между фазами. Выде­ляя фазы первого года жизни, И.А.Аршавский за основу берет характеристики питания и получает следующие фазы: первая — от рождения до 8 дней — вскармливание молозивным молоком; вторая — от 8 дней до 6 месяцев — вскармливание грудным молоком; третья — от б до 12 месяцев — сочетание грудного питания с прикормом; четвертая — 10-13 месяцев — выделя­ется как самостоятельная, характеризующаяся реализацией и закреплением позы стояния и ходьбы.

В периодизации юности Д.Б.Бромлей выделяет две фазы: ранняя (11-13-15 лет) и поздняя юность (15-21 год). При этом первая фаза характеризуется в основном психофизиологически­ми, соматическими сдвигами, вторая же — социальными: осво­ение профессиональных ролей, начало самостоятельной трудо­вой и экономической жизни и т.д.

Внутри периодов II стадии также отмечается наличие от­дельных фаз. Внутри 1 -го периода этой стадии происходят сдви­ги на морфологическом уровне: появление седых волос, нача­ло облитерации черепных швов — с 27 лет, на социальном уровне начиная с 25 лет имеет место консолидация социальных и профессиональных ролей, лидерства в различных видах деятельности, накопление достоянных материальных средств и социачьных связей. Очевидно, этот возраст — 25-27 лет — является границей фаз внутри второго периода, что согласуется с данными.

Внутри 2-го периода границей фазы является возраст 40 лет. Сдвиги в этом возрасте происходят на морфологическом уров­не: начинается стирание и выпадение зубов, значительная об­литерация черепных швов; физиологическом: менопауза, сни­жение мышечной силы, жизненной емкости легких, скорости движения; социальном уровнях: установление специальных и социальных ролей, ослабление внутрисемейных связей.

В 1-м периоде III стадии отмечаются две фазы, их границей является возраст 70 лет. Изменения, происходящие в этом воз­расте, относятся прежде всего к социальному и социально-пси­хологическому уровням: полная незанятость в обществе, рас­тущая социальная изоляция, отсутствие каких-либо ролей в обществе, кроме семейных.

Рассмотрение основных компонентов онтогенеза (стадий, периодов, фаз) в их развитии является необходимым, но не до­статочным для осуществления системного подхода. Для сис­темного подхода необходимым является не только рассмотре­ние явлений в их развитии, но и установление связей между ними. Б.Ф.Ломов пишет: «Было бы ошибкой полагать, что простое рядоположение данных, накапливаемых в разных об­ластях психологической науки, и есть реализация системного подхода. Действительная задача заключается в том, чтобы по­нять закономерные связи между ними». Б.Г.Ананьев говорит о том, что теория связей — это первостепенная задача, которую психология может и должна ставить. Структурность общей природы развития проявляется в сложных противоречивых за­висимостях одних функций от других, их соотносительности и скоррелированности. И.И.Шмальгаузен описал три основных типа связей и взаимозависимостей: геномные, морфогенетические, эргонтические.

Исследование связей поможет понять, каким образом складывается система и каковы особенности ее организации в тот или иной период функционирования. Вопрос об исследовании связей остается все еще очень малоизученным. Имеются дан­ные, полученные в лаборатории Б.Г.Ананьевым, а также его учениками Е.Ф.Рыбалко и др., о том, что возрастные особен­ности характеризуются не только динамикой уровневых пока­зателей той или иной функции, но и изменением всей структу­ры интра- и межфункциональных связей, что «исключает воз­можность чисто локального изменения какой-либо отдельной функции (например, вербально-логической или мнемической) под внешним воздействием без тех или иных сопутствующих сдвигов в других функциях» и позволяет построить возрастной синдром. Так, исследуя возрастные периоды от 18 до 35 лет, сотрудники лаборатории дифференциальной психологии и ан­тропологии под руководством Б.Г.Ананьева показали, что для возраста 18-21 год характерной является простая структура межфункциональных связей, имеющая характер «цепочки»; в 22-25 лет связи носят сложный характер и представляют собой сложноветвящуюся констелляцию; в 30-35 лет происходит перестройка всего комплекса связей.

Нами выявлены некоторые количественные соотношения между стадиями, периодами, фазами, которые также указыва­ют на наличие связей между ними. Рассмотрим количественное соотношение между временными отрезками стадий, периодов и фаз. Отметим прежде всего, что длительность стадий, периодов и фаз прогрессивно возрастает. Длительность I постнатальной стадии — 20-21 год, II стадии — 35-45 лет (в среднем 40 лет), последней, III стадии — в среднем 60 лет. Нетрудно видеть, что числа 20, 40, 60 образуют арифметическую прогрессию. Рассмотрим далее периоды первой стадии, временные границы которых выражаются следующими целыми числами (в годах): 3, 7, 13, 21. Числа этого ряда описываются следующей формулой: Тn = n2 — n + 1, где Тn — возрастная граница (в годах), n — натуральное число. Учитывая хорошее совпадение границ периодов I стадии с числами ряда формулы, вычислим по ней следующие члены этого числового ряда и нанесем их на первую вспомогательную линейку рисунка. Для сравнения на второй вспомогательной линейке нанесем числа ряда Фибоначчи. Об­ращает на себя внимание, что большинство чисел этих рядов лежит в зоне границ стадий, периодов, фаз.

Таким образом, нами предложена одна из форм системного описания онтогенеза в виде онтогенетической сетки, охваты­вающей все этапы и уровни онтогенеза. Рассмотрены общие принципы деления онтогенеза на стадии, периоды, фазы и ха­рактеристики границ между ними. Мы попытались рассмот­реть данные о количественных закономерностях длин стадий, периодов, фаз.

Полученные результаты могут быть использованы для пла­нирования и организации исследований методом как возраст­ных срезов, так и лонгитюдинальным. При этом лонгитюдинальный метод как исследование онтогенеза отдельного чело­века имеет наибольшее значение для диагностики развития, определения его потенциалов. Онтогенетическая сетка также может быть использована при изучении биографий и психографий. Объединение представленной нами ранее психографичес­кой сетки (1979) с онтогенетической даст трехмерное описание индивидуальности как в отдельные периоды, так и на протяже­нии всего онтогенеза в целом.