Ганзен в.А., Головей л.А. К системному описанию онтогенеза человека
(Психологический журнал. Т.1. №1, 1980)
Генетический принцип в настоящее время является одним из ведущих принципов психологии (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготкий А.Н.Леонтьев и др.). Б.Г.Ананьев, анализируя многоплановые разрозненные данные, накопленные в разных областях научного знания, подчеркивал необходимость в построении целостной системы возрастной психологии, включающей данные обо всех фазах и стадиях человеческой жизни и раскрывающей целостность, единство индивидуального развития человека. При этом важно раскрыть взаимосвязи и взаимопереходы между стадиями, выявить сенситивные и критические периоды развития. Решение этой проблемы возможно лишь в комплексном исследовании, опирающемся на системный анализ данных.
Проблема периодизации онтогенеза человека, возникшая впервые в философии и педагогике, особую значимость приобрела в психологии. Однако наиболее детально разработанной она оказалась в биологии и медицине. Периодичность развития установлена объективно с высокой степенью достоверности как на уровне целостного организма, так и на тканевом, органном и клеточном уровнях.
В современной науке применяются два принципа возрастной периодизации индивидуального развития человека: первый — основанный на биологических признаках, рассматривающий жизненный цикл как ряд последовательно сменяющих друг друга стадий формирования индивида, и второй — опирается на социальные характеристики становления личности. Наиболее разработанными являются периодизации, в основе которых заложены биологические признаки. Так, например, в работе при построении периодизации учитываются показатели скорости роста, дифференцировка тканей и органов, изменение напряженности и характера обмена веществ, а также изменения в молекулярной биологии клеток и межклеточного вещества. В работе выделяются экологические и морфологические признаки периодизации. Часто понятие возраста редуцируется до его биологических характеристик (зубной возраст, костный и т. д.).
Имеется несколько периодизаций, опирающихся на социальные характеристики, например, по тем учреждениям, где ребенок социализируется (ясельный возраст, дошкольное, школьное детство и т. д.). И. С. Кон прямо пишет: «Возрастные свойства — это место личности и человека в социальной структуре». В работе в основу периодизаций предлагается положить выделение ведущих социальных деятельностей (данная периодизация охватывает только период от рождения до юношеского возраста).
В психологии и педагогике проблема периодизации встает в связи с разработкой диагностических методов, повышением эффективности обучения и воспитания и, в конечном итоге, предполагает изучение индивидуального развития человека. В 20-е годы в институте мозга В.М.Бехтерева и ряде других центров была проделана большая работа по изучению стандартов возрастного развития. В дальнейшем изучение возрастных особенностей человека сосредоточилось в области педагогической психологии в связи с задачами обучения и воспитания на всех этапах дошкольного и школьного возраста. Практически с этими задачами связаны и периодизации П.П.Блонского, Ж.Пиаже. Развитие акмеологии выдвинуло новые проблемы изучения онтогенеза. В 50-60-е годы началось обобщение итогов сравнения экспериментальных данных о различных возрастных периодах (В.Шевчук, Д.Б.Бромлей и др.). Накопление сравнительных характеристик разных периодов жизни человека, отграничивающих периоды детства, отрочества, юности, зрелости, старости, сопровождалось выделением как макро-, так и микропериодов развития.
Наиболее полная периодизация Д.Б.Бромлей, охватывающая психологические и социальные характеристики, имеет в своей основе смену способов ориентации, поведения и коммуникации во внешней среде.
И тем не менее все имеющиеся периодизации не дают целостного представления об онтогенезе человека. Не случайно разработка теории онтогенетического развития в психологии исторически обусловлена системным подходом, начало которого (Л.С.Выготский, П.П.Блонский) явилось основой для построения общей теории индивидуального развития. Этот факт объясняется ключевым положением, занимаемым психологией в системе современного научного знания, в силу которого она осуществляет взаимосвязи между естественными и общественными науками о человеке (Ж.Пиаже, Б.Г.Ананьев, Б.М.Кедров, Ф.В.Константинов).
Последние десятилетия характеризуются становлением системы человекознания как в отечественной науке, так и за рубежом. Изучение субъекта труда, познания и общения потребовало объединения столь широкого диапазона характеристик человека как индивида, личности, индивидуальности, что с новой остротой встал вопрос об их систематизации.
В работе выделяются три группы признаков, на основании которых можно построить возрастную периодизацию онтогенеза: биологические, психологические, социальные. Однако выделения только этих групп признаков недостаточно; необходим более полный учет имеющихся данных для системного описания онтогенеза человека.
Цель настоящей статьи состоит в том, чтобы, опираясь на имеющиеся данные о возрастных периодизациях, подойти к построению системного описания онтогенеза человека как индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности. Нам представляется важным рассмотреть некоторые данные о принципах деления онтогенеза на временные отрезки. Л.С.Выготский в качестве критериев выделения возрастных периодов предлагает возникновение новообразований в процессе развития. Под новообразованием понимаются те психические и социальные изменения, которые на данной ступени возникают впервые, т. е. имеется в виду появление нового качества, ограниченного только психическим и социальным уровнями. Утверждается, что критерием периодизации следует считать изменение способа взаимодействия организма с соответствующими условиями среды. При этом изменение условий среды (в широком смысле слова социальной и биологической) влечет за собой преобразование деятельности различных систем организма, обеспечивающее его адаптацию к существенно новым условиям среды, с которыми организм ранее не взаимодействовал, т.е. и здесь речь идет о качественных перестройках.
При разнообразии критериев в работах, посвященных периодизации, для обозначения временных отрезков онтогенеза используется и большое число самых разных понятий: «фаза», «период», «отрезок» и др. Так, А.Н.Северцов и П.П.Блонский рассматривают периоды как основные составляющие онтогенеза. Мартин и Заллер (1957) в качестве такого понятия используют возраст.
<…>Таким образом, в литературе для обозначения временных отрезков онтогенеза используются самые разные понятия: стадия, период, фаза, возраст, этап, ступень, цикл. Помимо этого, в одно и то же понятие разными авторами вкладывается различный смысл, что еще больше увеличивает неоднозначность толкования временных отрезков онтогенетического развития. Мы пытались выделить те понятия, которые встречаются наиболее часто. Ими оказались стадия, период, фаза.
Понятие стадии в Большой Советской Энциклопедии формулируется как «определенная ступень в развитии чего-либо, имеющая свои качественные особенности». В различных словарях понятие стадии формулируется в качестве применяемого лишь в биологии, где оно используется для описания стадиальности в развитии растений. Исходя из последнего мы полагаем, что понятие стадии при периодизации онтогенеза человека следует применять в том случае, когда речь идет не просто об изменении уровня развития какой-либо отдельной функции, а о разрыве непрерывности как в количественном, так и в качественном плане. Причем эти изменения захватывают несколько или даже все уровни организации человека как индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности. Опыт 15-летнего коллективного комплексного исследования многоуровневой организации человека, включающего интеллектуальное развитие, общую реактивность и нейродинамику, психомоторику и перцептивные процессы, мотивацию и характер, проведенного под руководством Б.Г.Ананьева на возрастном диапазоне от 18 до 35 лет, свидетельствует о противоречивости и неравномерности развития функций в каждый из периодов взрослости. Накопленные в науке данные свидетельствуют о том, что не все функции имеют скачкообразный характер изменений, поэтому нарушение непрерывности может происходить при пересечении с пороговым значением функции, равносильным ее качественному изменению. Это видно на примере динамики окислительных процессов в лимфоцитах крови, которые, начиная с 20-летнего возраста, усиливаются, достигая максимума в 40-49 лет, затем уменьшаются, в 50-59 лет достигают уровня 20-летних, после чего идет прогрессирующее снижение интенсивности окислительных процессов. Жизненная емкость легких такого порогового значения достигает тоже в возрасте 50 лет, сила мышц кисти — в возрасте 45-50 лет.
Понятие периода определяется «как очерченный отрезок времени онтогенеза, в пределах которого особенности физиологических отправлений более или менее однозначны». Это определение не является достаточно четким и охватывает только один ряд признаков, а именно физиологический, не учитывая всей сложной многоуровневой структуры организма. Мы полагаем, что периоды существуют внутри стадий, и переход от одного периода к другому сопровождается в основном количественными изменениями, захватывающими несколько уровней, однако в ряде случаев имеется и качественная динамика характеристик.
«Фаза — определенный момент в развитии какого-либо явления, в изменении формы или состояния какого-либо тела; различные состояния какого-либо периодического явления» (БСЭ, т.19. С. 493.), т.е. фазу можно рассматривать как часть периода; именно так она рассматривается рядом авторов. Таким образом, фаза сопровождается только количественной динамикой характеристик; изменения охватывают не все уровни, носят локальный характер.
Анализ понятий «стадия», «период», «фаза» свидетельствует о наличии количественных и качественных характеристик границ основных этапов онтогенеза. Выделяя количественные особенности, мы учитывали разрыв непрерывности, исчезновение одного и появление нового качества, утрату старых связей и образование новых. Именно такой границей является стадия, которая выделяется по качественным признакам. Периоды делятся по качественным и количественным критериям. Фаза же — чисто количественная характеристика.
Попытаемся выделить и описать границы основных этапов онтогенеза. Для этого построим сетку, отражающую количественные и качественные характеристики основных этапов онтогенеза — онтогенетическую сетку (рисунок). Предложенная онтогенетическая сетка будет служить пространственной опорой для систематизации данных об онтогенезе человека.
При составлении сетки мы исходим из положения Б.А.Ананьева о целостности и единстве человека как индивида, субъекта деятельности, личности и индивидуальности на всех этапах онтогенеза. Под сеткой мы понимаем графическое изображение уровневых и временных отношений онтогенеза. Сетка образована совокупностью горизонтальных и вертикальных линий, отражающих особенности онтогенетического развития в соответствии с понятиями «стадия», «период», «фаза».
Для построения сетки уровневых и временных отношений онтогенеза используем семь уровней, описанных в литературе. Каждая из семи горизонтальных параллельных линий соответствует одному из уровней: генетическому, морфологическому, физиологическому, психофизиологическому, психологическому, социально-психологическому, социальному. Ось времени, на которой отмечены границы онтогенеза, расположена горизонтально.
Вопрос о границах онтогенеза вызывает в литературе дискуссии. Так, Геккель ограничивал онтогенез только эмбриональным периодом. А.Н.Северцов расширил понятие онтогенеза до возникновения взрослого половозрелого состояния. И наконец, Крыжановский, а также А.В.Нагорный, В.Н.Никитин, И.Н.Буланкин считают, что с понятием онтогенеза необходимо связывать всю совокупность последовательных изменений организма от оплодотворенной яйцеклетки до старости и смерти. Таким образом, за точку отсчета онтогенеза примем начало внутриутробного развития, т. е. оплодотворение яйцеклетки.
При определении конечной точки онтогенеза тоже встречаются трудности. Длительность жизни представляет собой признак вида. Для млекопитающих, в том числе для человека, максимальная длительность жизни составляет 118-120 лет, по данным работы — 100-120 лет. Для удобства представления экспериментальных данных шкалу времени выберем l=100√T , где Т — время жизни в годах, l —расстояние от 0 до соответствующей точки на шкале.
Попытаемся выделить и охарактеризовать границы основных этапов онтогенеза. Периодизация онтогенеза затрудняется сложностью самого процесса развития, его неравномерностью (проявляющейся в разном темпе развития и созревания функции в разные фазы онтогенеза), а также гетерохронностью, разновременностью созревания и развития. Б.Г.Ананьев пишет о том, что зрелость человека как индивида (физическая зрелость), как личности (гражданская), как субъекта познания (умственная) и труда (трудоспособность) во времени не совпадают. Об этом свидетельствуют и современные данные развития опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, эндокринного статуса и нервной системы, а также примеры пространственно-различительных функций, функции внимания, памяти, мышления, психомоторных функций, реактивности организма.
Вследствие неравномерности, гетерохронности и различия индивидуальных темпов развития и созревания граница между стадиями не может быть точечной, а занимает некоторый временной интервал. Причем индивидуальные различия нарастают в онтогенезе от ранних фаз к более поздним. На это указывает Б.Г.Ананьев: «В ранние периоды жизни сроки наступления того или иного возрастного этапа носят общий характер». В работе закон разнообразия определяется как общий закон геронтогенеза; он заключается во все большей индивидуализации в периоды старения, вследствие чего увеличивается разброс показателей; временная протяженность границ увеличивается по мере продвижения от начальной точки к конечной. Кроме того, вариативность данных растет по мере подъема от генетического уровня к социальному.
Фазное протекание целостного жизненного цикла человека есть последовательная смена моментов становления, эволюции и инволюции (Б.Г.Ананьев). Большинство авторов выделяет три основные стадии онтогенеза. У В.В.Бунака — это прогрессивная, стабильная, регрессивная, с границами в 20-21 год и в 40-55 лет. В более дробной классификации И.А.Аршавского можно выделить первый этап постнатального онтогенеза, длящийся от рождения до 20-21 года, в которой период стационарного состояния — от 21 до 60 лет и третий период — после 60 лет. И.И.Шмальгаузен, А.В.Нагорный, В.Н.Никитин, принимая за исходную характеристику рост тела, выделяют три основных периода: I — прогрессивный рост: увеличение длины тела, повышение роста и объема, нарастающая дифференцировка (до 20 лет); II — стабильный рост: прекращение роста в длину и увеличение массы, завершение дифференцировки (до 60 лет); III — регрессивный рост: постепенная инволюция, длина и масса тела постепенно уменьшаются (после 60 лет).
Нами принято деление постнатального онтогенеза на три стадии. Опишем границы между стадиями. Граница между эмбриональной стадией и I постанатальной начинается с момента перерезки пуповины и характеризуется целым рядом качественных изменений, охватывающих все уровни: ребенок соприкасается впервые с условиями внешней среды, атмосферными влияниями, резко меняются условия поступления кислорода и питательных веществ, начинается легочное дыхание; устанавливается постоянное кровообращение, начинается внешняя секреция пищеварительных желез; изменяются морфологические и физико-химические особенности крови; изменяется обмен энергии, повышается основной обмен, активность внутриклеточных ферментов.
Граница между I и II стадиями, по мнению большинства авторов, выделяется в 19-21 год. Проследим динамику развития характеристик по уровням (здесь и далее использованы среднестатистические характеристики, описанные в литературе для соответствующих возрастных групп). Описываемый возрастной отрезок характеризуется завершением главной фазы биологического развития, завершением роста; константа скорости роста в 19—23 года снижается с 1,553 до 0,619, затем рост прекращается. Заканчивается формирование скелета, происходит синостозирование затылочно-основного синхондроза, что является морфологическим признаком зрелости. Масса тела начинает увеличиваться на фоне прекратившегося роста. Интенсивность основного обмена после 20 лет уменьшается на 0,12 ед. в год (от 1 года до 20 лет уменьшалась на 0,7 ед. в год), т. е. происходит скачок. Таким образом, возраст 20 лет является пиком общесоматического развития. Прирост веса желез внутренней секреции, интенсивно увеличивающийся до 20 лет, после 20 значительно уменьшается. Систолическое артериальное давление достигает уровня взрослой нормы — 118-120 мм рт. ст. Пик всех видов чувствительности, по данным, наблюдается также в 20 лет. Вместе с тем пик психофизиологических, психических и интеллектуальных функций отмечен Б.Г.Ананьевым и его сотрудниками в 19 лет, когда наблюдается фронтальное повышение функционального уровня психомоторных характеристик, внимания, памяти, мышления, пик динамичности возбудительного и тормозного процессов. К 21 году завершается формирование высших эмоций: эстетических, этических, интеллектуальных и самосознания. Д.Б.Бромлей, описывая динамику социальных характеристик, отмечает в этом возрасте появление собственной семьи, уход из родительского дома, рождение первого ребенка, освоение профессиональных ролей, установление круга знакомых, связанных с работой. Таким образом, существенные изменения происходят на всех уровнях, и эти изменения носят не только количественный, но и, что самое главное, качественный характер, по многим функциям прослеживается скачкообразный характер изменений.
Не менее существенные качественные изменения происходят и на границе между II к III стадиями постнатального онтогенеза (от 55 до 65 лет). После 50 лет начинается уменьшение длины и массы тела. С 55 лет, по данным В. В. Гинзбурга, происходит почти полное заращение всех швов на черепе, за исключением чешуйчатого, кости черепа истончаются, выпадение зубов приводит к атрофии альвеолярных отростков. Детородная функция прекращается, после детородного периода затухает самообновление протоплазмы. С 60 лет начинает снижаться вес желез внутренней секреции (околощитовидной, гипофиза, надпочечников). Вес половых желез начинает уменьшаться несколько раньше (В.В.Бунак). Происходит снижение уровня основного обмена с 24 до 17-20 ккал/кг. Окислительные процессы в лимфоцитах крови в 59 лет почти достигают уровня 20-29-летних и начинают прогрессивно снижаться, т. е. имеет место пересечение с пороговым значением. После 60 лет снижается уровень РНК в крови, который, начиная с 20 лет, был стабилизированным. Таким образом, на генетическом, морфологическом и физиологическом уровнях происходят качественные сдвиги всех процессов жизнеобеспечения.
Рассмотрим динамику на остальных уровнях. После 55 лет резко снижается амплитуда аккомодации, что ведет к уменьшению остроты зрения; аккомодация в эти годы достигает своего низшего уровня, затем стабилизируется. Начиная с 50 лет снижается различительная чувствительность глаза, по данным. Увеличивается нижний порог светоощущения. Происходит повышение пороговых величин по всем четырем видам вкусовой чувствительности. Реакция вестибулярного аппарата крайне слабая или вообще отсутствует. Порог вибрационной чувствительности повышается от 17-20 до 35 (амплитуда вибрации при частоте 100 гц). По данным Майлса, начиная с 60 лет простое время реакции на звук увеличивается, что Биррен считает наиболее общим и универсальным признаком старения. Снижаются зрительно-кинестетические координации. Вербально-логические функции, которые до 50 лет возрастали, к 60 годам снижаются (Овенс, Шоемфельд). Вместе с тем этот возраст является годами пика социальных достижений, положения в обществе, власти и авторитета. Происходит изменение всей мотивации в связи с подготовкой к пенсионному возрасту жизни (Б.Д.Бромлей). Как видим, и на психофизиологическом, психологическом, социально-психологическом уровнях происходят качественные изменения.
Перейдем к описанию границ между периодами. В I стадии постнатального развития выделяется пять периодов: от рождения до 1 года, от 1 года до 3 лет, от 3 до 7, от 7 до 13, от 13 до 20 лет. Таким образом, границы между периодами, или кризисы развития (Л.С.Выготский), определяются в 1, 3, 7 и 13 лет. Граница между 1-ми 2-м периодом характеризуется следующими изменениями в развитии: начинают образовываться швы между костями свода черепа, прорезываются первые коренные зубы; снижается константа скорости роста с 1,3 до 0,67; уровень основного обмена достигает максимальных значений, после года начинает плавно снижаться (до 13 лет); организм достигает определенной физиологической зрелости, гормоны, ферменты и антитела в достаточной степени продуцируются организмом; происходит реализация и закрепление позы стояния, овладение ходьбой, что означает свободное овладение пространством; начинается интенсивное развитие речи, формирование второй сигнальной системы; осуществляется сенсомоторная стадия развития логических структур (Ж.Пиаже); в начале второго года жизни ребенок перестает покорно подчиняться взрослому дети становятся способными действовать под влиянием не только непосредственных впечатлений, но и представлений; все большую роль начинает играть память, ребенок освобождается от скованности данной конкретной ситуацией и становится субъектом. Как видим, значимые сдвиги происходят почти на всех уровнях; как организм и как субъект ребенок приобретает относительную автономию от взрослого.
В описании границы между 2-м и 3-м периодами на первое место выступают изменения, происходящие на психологическим и социально-психологическом уровнях: в 3 года начинается кризис противопоставления, а затем подражания, становление самосознания, возникновение системы «я», резко возрастает потребность в общении со сверстниками; не случайно это период, когда большинство детей начинает посещать детские учреждения. Однако происходят изменения и на других уровнях: существенно важными являются становление бега и прыжка, начало уменьшения времени реакций.
Третья граница этой стадии приходится на возраст 7 лет. Какие же сдвиги происходят в этой критической точке? Возникают центры окостенения в эпифизах пятных и основных фаланг, начинается смена молочных зубов постоянными. Происходят сдвиги в сердечно-сосудистой системе: частота пульса снижается до 75-88 уд/мин. Острота зрения достигает взрослых норм (Е. Ф. Рыбалко), происходит становление константы восприятия, формируется физиологическая готовность к новому виду деятельности — учению. У ребенка появляется осознание своего социального «я», появляется новый уровень самосознания, впервые происходит осознаваемое самим ребенком расхождение между его объективным общественным положением и внутренней позицией; его перестает удовлетворять прежний образ жизни и он хочет занять позицию школьника, стремится занять новое, более «взрослое» положение в жизни. Возникает устойчивая иерархическая структура мотивов, которая превращает ребенка из существа ситуативного в существо, обладающее внутренним единством и организованностью. Формируется действительная дифференцированная самооценка. Ребенок способен осознавать и самого себя, и то положение, которое он занимает в жизни. Таким образом, и здесь существенные сдвиги происходят как на морфологическом и физиологическом, так и на социально-психологическом и социальном уровнях.
13 лет — граница между 4-м и 5-м периодами первой постнатальной стадии развития. В это время происходит слияние зон окостенения лобковой и седалищной костей, заканчивается смена молочных зубов постоянными. Константа скорости роста начиная с 12 лет увеличивается с 0,67 до 1,55 и сохраняется на этом уровне до 19-20 лет, т.е. происходит ростовой скачок. Интенсивность основного обмена начиная с 13 лет увеличивается. Происходит формирование вторичных половых признаков. Поле зрения достигает норм зрелого человека, память также достигает уровня взрослого (Е.Ф.Рыбалко). Функция внимания характеризуется снижением всех показателей: объема, переключения, избирательности, устойчивости. Складывается система формальных операций и логических структур (Ж.Пиаже). Поведение ориентировано на взрослые нормы; возникает способность учитывать цели, выходящие за пределы сегодняшнего дня, способность к целеполаганию.
Таким образом, как видно из анализа границ периодов I стадии, в каждый из рассмотренных периодов происходит качественное изменение показателей, охватывающее один или несколько уровней; причем в отдельные периоды эти изменения больше выражены на психологическом и социальном уровнях, как, например, в 3 и 7 лет; в другие периоды изменения захватывают главным образом морфологический, физиологический и психофизиологический уровни, как, например, в 1 год и в 13 лет.
Перейдем к рассмотрению границ II стадии постнатального развития. Здесь необходимо отметить очень малую изученность этой стадии человеческой жизни как физиологами, так и психологами. Пионером изучения этого возрастного отрезка жизни в нашей стране был Б.Г.Ананьев. Очевидно, в силу малой изученности в этой стадии выделяется всего лишь два периода, их граница находится в возрасте 32-35 лет. Какие существенные сдвиги происходят в этом возрасте? Это возраст максимальных достижений по показателям физического развития: силы, роста и веса, жизненной емкости легких. На этот же период приходятся и оптимальные характеристики некоторых психофизиологических и психологических показателей: динамичность торможения имеет оптимум в 33 года, оптимум устойчивости — в 34 года, один из пиков интеллектуального уровня приходится на возраст 35 лет, пик невербального интеллекта – в 33 года, после чего начинается снижение его уровня.
III стадия постнатального развития делится также на два периода; возраст 90 лет является их границей, которая может быть охарактеризована следующим образом: происходит снижение всех видов чувствительности, по данным Грекова, с 90 лет начинается тотальное снижение памяти, нарушение биологических функций, хронические болезненные состояния.
Периоды онтогенеза делятся дальше на фазы. Причем выделение фаз онтогенеза, ведущее к большей дробности периодизации, в литературе описывается очень противоречиво.
Фазы выделяются по частным, локальным признакам, относящимся чаще всего к одному какому-либо уровню. Наибольшее количество фаз выделяется в первом периоде жизни. Только лишь на первом году жизни разными авторами выделяется от двух (А.Ф.Тур) до четырех фаз (В.В.Бунак, И.А.Аршавский). Рассмотрим некоторые границы между фазами. Выделяя фазы первого года жизни, И.А.Аршавский за основу берет характеристики питания и получает следующие фазы: первая — от рождения до 8 дней — вскармливание молозивным молоком; вторая — от 8 дней до 6 месяцев — вскармливание грудным молоком; третья — от б до 12 месяцев — сочетание грудного питания с прикормом; четвертая — 10-13 месяцев — выделяется как самостоятельная, характеризующаяся реализацией и закреплением позы стояния и ходьбы.
В периодизации юности Д.Б.Бромлей выделяет две фазы: ранняя (11-13-15 лет) и поздняя юность (15-21 год). При этом первая фаза характеризуется в основном психофизиологическими, соматическими сдвигами, вторая же — социальными: освоение профессиональных ролей, начало самостоятельной трудовой и экономической жизни и т.д.
Внутри периодов II стадии также отмечается наличие отдельных фаз. Внутри 1 -го периода этой стадии происходят сдвиги на морфологическом уровне: появление седых волос, начало облитерации черепных швов — с 27 лет, на социальном уровне начиная с 25 лет имеет место консолидация социальных и профессиональных ролей, лидерства в различных видах деятельности, накопление достоянных материальных средств и социачьных связей. Очевидно, этот возраст — 25-27 лет — является границей фаз внутри второго периода, что согласуется с данными.
Внутри 2-го периода границей фазы является возраст 40 лет. Сдвиги в этом возрасте происходят на морфологическом уровне: начинается стирание и выпадение зубов, значительная облитерация черепных швов; физиологическом: менопауза, снижение мышечной силы, жизненной емкости легких, скорости движения; социальном уровнях: установление специальных и социальных ролей, ослабление внутрисемейных связей.
В 1-м периоде III стадии отмечаются две фазы, их границей является возраст 70 лет. Изменения, происходящие в этом возрасте, относятся прежде всего к социальному и социально-психологическому уровням: полная незанятость в обществе, растущая социальная изоляция, отсутствие каких-либо ролей в обществе, кроме семейных.
Рассмотрение основных компонентов онтогенеза (стадий, периодов, фаз) в их развитии является необходимым, но не достаточным для осуществления системного подхода. Для системного подхода необходимым является не только рассмотрение явлений в их развитии, но и установление связей между ними. Б.Ф.Ломов пишет: «Было бы ошибкой полагать, что простое рядоположение данных, накапливаемых в разных областях психологической науки, и есть реализация системного подхода. Действительная задача заключается в том, чтобы понять закономерные связи между ними». Б.Г.Ананьев говорит о том, что теория связей — это первостепенная задача, которую психология может и должна ставить. Структурность общей природы развития проявляется в сложных противоречивых зависимостях одних функций от других, их соотносительности и скоррелированности. И.И.Шмальгаузен описал три основных типа связей и взаимозависимостей: геномные, морфогенетические, эргонтические.
Исследование связей поможет понять, каким образом складывается система и каковы особенности ее организации в тот или иной период функционирования. Вопрос об исследовании связей остается все еще очень малоизученным. Имеются данные, полученные в лаборатории Б.Г.Ананьевым, а также его учениками Е.Ф.Рыбалко и др., о том, что возрастные особенности характеризуются не только динамикой уровневых показателей той или иной функции, но и изменением всей структуры интра- и межфункциональных связей, что «исключает возможность чисто локального изменения какой-либо отдельной функции (например, вербально-логической или мнемической) под внешним воздействием без тех или иных сопутствующих сдвигов в других функциях» и позволяет построить возрастной синдром. Так, исследуя возрастные периоды от 18 до 35 лет, сотрудники лаборатории дифференциальной психологии и антропологии под руководством Б.Г.Ананьева показали, что для возраста 18-21 год характерной является простая структура межфункциональных связей, имеющая характер «цепочки»; в 22-25 лет связи носят сложный характер и представляют собой сложноветвящуюся констелляцию; в 30-35 лет происходит перестройка всего комплекса связей.
Нами выявлены некоторые количественные соотношения между стадиями, периодами, фазами, которые также указывают на наличие связей между ними. Рассмотрим количественное соотношение между временными отрезками стадий, периодов и фаз. Отметим прежде всего, что длительность стадий, периодов и фаз прогрессивно возрастает. Длительность I постнатальной стадии — 20-21 год, II стадии — 35-45 лет (в среднем 40 лет), последней, III стадии — в среднем 60 лет. Нетрудно видеть, что числа 20, 40, 60 образуют арифметическую прогрессию. Рассмотрим далее периоды первой стадии, временные границы которых выражаются следующими целыми числами (в годах): 3, 7, 13, 21. Числа этого ряда описываются следующей формулой: Тn = n2 — n + 1, где Тn — возрастная граница (в годах), n — натуральное число. Учитывая хорошее совпадение границ периодов I стадии с числами ряда формулы, вычислим по ней следующие члены этого числового ряда и нанесем их на первую вспомогательную линейку рисунка. Для сравнения на второй вспомогательной линейке нанесем числа ряда Фибоначчи. Обращает на себя внимание, что большинство чисел этих рядов лежит в зоне границ стадий, периодов, фаз.
Таким образом, нами предложена одна из форм системного описания онтогенеза в виде онтогенетической сетки, охватывающей все этапы и уровни онтогенеза. Рассмотрены общие принципы деления онтогенеза на стадии, периоды, фазы и характеристики границ между ними. Мы попытались рассмотреть данные о количественных закономерностях длин стадий, периодов, фаз.
Полученные результаты могут быть использованы для планирования и организации исследований методом как возрастных срезов, так и лонгитюдинальным. При этом лонгитюдинальный метод как исследование онтогенеза отдельного человека имеет наибольшее значение для диагностики развития, определения его потенциалов. Онтогенетическая сетка также может быть использована при изучении биографий и психографий. Объединение представленной нами ранее психографической сетки (1979) с онтогенетической даст трехмерное описание индивидуальности как в отдельные периоды, так и на протяжении всего онтогенеза в целом.
- «Психология развития человека» учебно-методический комплекс Содержание
- Авторский коллектив
- Методические рекомендации
- 1. Место курса в учебном плане
- 2. Аннотация курса
- 3. Формы работы с электронным умк
- Программа курса
- Тема 1. Предмет и задачи психологии развития
- Тема 2. Методология и методы психологии развития
- Тема 3. Классические понятия психологии развития
- Тема 4. История психологии развития
- Учебный модуль 2. Научно-теоретические направления в психологии развития
- Тема 5. Теории и модели психического развития
- Тема 6. Эндогенное направление в психологии развития
- Тема 7. Экзогенное направление в психологии развития
- Тема 8. Психоаналитические модели развития
- Тема 9. Когнитивные модели развития
- Тема 10. Контекстуальные модели развития
- Тема 11. Системные модели развития
- Учебный модуль 3. Периодизации психического развития
- Тема 12. Возрастные кризисы психического развития
- Тема 13. Проблема периодизации развития
- Учебный модуль 4. Психическое развитие в онтогенезе Тема 14. Феномен детства
- Тема 15. Пренатальный период и рождение
- Тема 16. Новорождённость
- Тема 17. Период младенчества
- Тема 18. Психическое развитие в раннем возрасте
- Тема 19. Психическое развитие в дошкольном возрасте
- Тема 20. Психическое развитие в младшем школьном возрасте
- Тема 21. Психосоциальное развитие в подростково-юношеском возрасте
- Тема 22. Психосоциальное развитие в возрасте ранней взрослости
- Тема 23. Психосоциальное развитие в возрасте средней взрослости
- Тема 24. Психосоциальное развитие в возрасте поздней взрослости и старости
- Учебный модуль 1. Введение в психологию развития
- 1.1. Предмет и задачи психологии развития
- 1. Предмет психологии развития
- 2. Научные задачи психологии развития:
- 3. Прикладные задачи психологии развития
- 4 . Связь психологии развития с другими отраслями науки
- 1.2. Методология и методы психологии развития
- 1. Принципы психического развития
- 2. Методы психологии развития
- 1.3. Классические понятия психологии развития
- 1.4. История психологии развития
- Учебный модуль 2. Научно-теоретические направления в психологии развития
- 2.1. Теории и модели психического развития
- 2.2. Эндогенное направление в психологии развития
- 2.3. Экзогенное направление в психологии развития
- 2.4. Психоаналитические модели развития
- Стадии психосоциального развития (по э. Эриксону)
- 2.5. Когнитивные модели развития
- Стадии когнитивного развития по ж. Пиаже
- 2.6. Контекстуальные модели развития
- 2.7. Системные модели развития
- Учебный модуль 3. Периодизации психического развития
- 3.1. Возрастные кризисы психического развития
- «Семизвездье симптомов» периода кризиса трех лет
- 3.2. Проблема периодизации развития
- Периодизация психического развития ребенка по д. Б. Эльконину
- Пять фаз жизненного цикла человека (по ш. Бюлер)
- Модель периодизации развития ю.Н.Карандашева
- Функционально-стадиальная модель периодизации психического развития по ю. Н. Карандашеву
- Возрастной ряд ведущих психических функций в периодизации ю.Н.Карандашева
- Учебный модуль 4. Психическое развитие в онтогенезе
- 4.1. Феномен детства
- 4.2. Пренатальный период и рождение
- 4.3. Новорождённость
- 1.Физическое развитие новорожденного
- Рефлексы новорожденного
- Физические раздражители вызывают у ребенка определенные рефлексы
- 2. Психическое развитие ребенка в период новорожденности
- 4.6. Период младенчества
- 1. Физическое развитие младенца
- 2. Психическое развитие в младенчестве
- Развитие познавательной и эмоциональной сферы младенца
- 4.7. Психическое развитие в раннем возрасте
- 1. Физическое и психическое развитие в раннем возрасте
- 4.8. Психическое развитие в дошкольном возрасте
- Взаимоотношения дошкольников в игре
- Особенности игровой деятельности дошкольников
- 4.9. Психическое развитие в младшем школьном возрасте
- Мотивы учебной деятельности в младшем школьном возрасте
- 4.10. Психосоциальное развитие в подростково-юношеском возрасте
- Структура притязаний на взрослость
- Границы пубертатного периода
- 4.11. Психосоциальное развитие в возрасте ранней взрослости
- Динамика развития во взрослом возрасте
- 4.12. Психосоциальное развитие в возрасте средней взрослости
- 4.13. Психосоциальное развитие в возрасте поздней взрослости и старости
- 4.14. Инволютивное развитие личности
- Стадии приближения смерти (э. Кюблер-Росс, 1969)
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки: тематика семинарских занятий Семинар 1. Психология развития как наука: предмет, задачи, методы
- Семинар 2. Классические понятия психологии развития
- Семинар 3. История психологии развития
- Семинар 4. Теории и модели психического развития. Эндогенные теории развития. Экзогенные теории развития: бихевиоризм
- Семинар 5. Теории и модели психического развития. Психоаналитические теории развития
- Семинар 6. Теории и модели психического развития. Когнитивные и контекстуальные теории развития
- Семинар 7. Возрастные периодизации психического развития
- Семинар 8. Развитие в пренатальном возрасте
- Семинар 9. Развитие в младенческом возрасте
- Семинар 10. Психическое развитие в раннем возрасте
- Семинар 11. Психическое развитие в дошкольном и младшем школьном возрасте
- Семинар 12. Психосоциальное развитие в подростково-юношеском возрасте
- Семинар 13. Психосоциальное развитие в возрасте ранней, средней и поздней зрелости
- Список литературы по курсу Основная литература
- Дополнительная литература
- Литература для обязательного углубленного изучения
- Примерная тематика рефератов по курсу
- Примерные вопросы к экзамену (зачету)
- Феномен детства
- Психосоциальное развитие в возрасте средней взрослости.
- Хрестоматийный материал по курсу
- 1. Введение в психологию развития человека Ананьев б.Г. Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности
- Ананьев б.Г. О системе возрастной психологии
- Басов м. Я. Проблема развития человека
- Запорожец а. В. Условия и движущие причины психического развития ребенка
- Костюк г.С. Принцип развития в психологии
- Мухина в.С. Развитие
- 2. Научно - теоретические направления в психологии развития человека Валлон а. Факторы психического развития ребенка
- Выготский л.С. Генезис высших психических функций
- Заззо р. Психическое развитие ребенка и влияние среды
- Карандашев ю.Н. Новые подходы к теории психического развития
- Распределение эмпирического материала по возрастам
- Леонтьев а.Н. К теории развития психики ребёнка
- Рубинштейн с.Л. Развитие и обучение
- Рубинштейн с.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории
- Салмина н.Г. Концепция л.С.Выготского и проблема развития символической функции
- Эльконин б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития
- 3. Периодизации психического развития человека Божович л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе
- Выготский л.С. Проблема возраста
- Ганзен в.А., Головей л.А. К системному описанию онтогенеза человека
- Поливанова к.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития
- Слободчиков в.И., Цукерман г.А. Интегральная периодизация общего психического развития
- Фельдштейн д.И. Периодизация психического развития и становления личности
- Эльконин д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте
- 4. Психическое развитие в онтогенезе
- 4.1. Детство Выготский л.С. Динамика и структура личности подростка
- Драгунова т.В. «Кризис» объясняли по-разному
- Крутецкий в.А. Психологические особенности младшего школьника
- Лейтес н.С. Возрастные предпосылки умственных способностей
- Лисина м.А. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни
- Мухина в.С. Игрушка как средство психического развития ребенка
- Пиаже ж. Как дети образуют математические понятия
- Фельдштейн д.И. Детство как социально-психологический феномен социума и особое состояние развития
- Эльконин д.Б. Игра и психическое развитие
- Эльконин д.Б. Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры
- 4.2. Взрослость Александрова м.Д. Геронтогенез человека
- Лидерс а. Г. Кризис пожилого возраста: гипотеза о его психологическом содержании
- Марцинковская т.Д. Особенности психического развития в позднем возрасте
- Рыбалко е.Ф. Динамика основных характеристик человека в различные периоды его зрелости
- Степанова е. И. Психология взрослых
- Фролькис в. В. Старение
- Приложения
- 1. Методы диагностики психического развития человека младенчество
- Раннее детство
- Дошкольный возраст
- Подростково-юношеский возраст
- Взрослость
- Поздняя зрелость и геронтогенез
- Итоговое тестирование Тестирование по модулю I. Введение в психологию развития
- Установите соответствие.
- Установите соответствие.
- Заполните схему самостоятельно.
- Тестирование по модулю II. Научно-теоретические направления в психологии развития
- Установите соответствие.
- Установите соответствие.
- Тестирование по модулю III. Периодизации психического развития
- Установите соответствие.
- Установите соответствие.
- Тестирование по модулю IV. Психическое развитие в онтогенезе
- Установите соответствие.
- Установите соответствие.