logo
UMK_PSIHOLOGIYa_RAZVITIYa_ChYeLOVYeKA

Тема 10. Контекстуальные модели развития

Возникновение контекстуальных теорий. Культурно-историческая теория Л.Выготского. Основные понятия теории. Деление возрастной шкалы на периоды через кризисы. Диалектическая теория развития А.Валлона. Анаболизм и катаболизм. Стадии онтогенетического развития ребенка. Деятельностная теория онтогенеза А. Н. Леонтьева. Внешняя и внутренняя плоскости деятельности. Понятие ведущего вида деятельности. Основные виды деятельности, периодизация развития психики Д. Б. Эльконина. Циклический принцип построения системы возрастов. Модель развития М. И. Лисиной. Потребность общения – ведущий вид потребностей. Мотивы, цели и средства деятельности общения. Характеристика форм общения. Формы общения у детей от рождения до семи лет. Модель развития личности Л. И. Божович. Внешние и внутренние условия в понятии социальной ситуации развития. Центральное новообразование и потребности в понятии личностного новообразования. Периодизация Л. И. Божович.

Экологическая теория развития У.Бронфенбреннера. Экопсихологическая теория У.Бронфенбреннера. Системы, в которые врастает человек при развитии. Антиравновесная теория Ригеля. Развития как стремление к неравновесию. Уровни отношений, между которыми возникают конфликты. Модели развития К.Ф.Ригеля. Теория персонализации А.В.Петровского. Понятие адаптации, индивидуализации, интеграции. Периодизация развития А.В.Петровского. Теория развития мышления Н.Н.Поддъякова. Психологическая теория развития деятельности Р.Лернера, основные положения его теории. Виды деятельности по Р.Лернеру. Личностный контроль развития. Локус контроля. Критические жизненные события. Нормативные и ненормативные события.