Мухина в.С. Развитие
(Феноменология развития и бытия личности. – М., Воронеж, 1999. – С.401–403)
Развитие определяется: 1 — исторически обусловленными реалиями существования человека и условиями его воспитания; 2 — предпосылками (биологическими и особенностями взаимодействия биологического и социального факторов); 3 — формирующейся внутренней позицией самого развивающегося ребенка.
Реально представляется невозможным выделить в живом движении развития его три составляющие как самостоятельные ипостаси.
В этой книге мы обозначаем следующие феномены, определяющие продуктивное поступательное движение развития: 1 — сензитивность; 2 — сгущение — пауза; 3 — познание — понимание.
Сензитивность (от лат. sensus — чувство, ощущение) — в биологии, а затем психологии соответственно: высокая чувствительность организма и психики в определенный возрастной период.
В детской психологии сензитивный период в онтогенезе человека впервые выделил и описал Вильям Штерн (период развития речи).
В данной монографии термин «сензитивность» употребляется и для описания высокой чувствительности ребенка к действиям (способу решения умственных задач, предметным замещениям, изображениям, шуткам и др.) взрослого или другого ребенка, его ровесника. Чувствительность к проявлениям ровесника, понимание его действий, его речи в специфическом воплощении, отличном от проявлений «обучающего», «воспитывающего», «контролирующего» взрослого, — феномен детства.
Сгущение — пауза. Сгущение — феномен раннего онтогенеза, когда однородные движения и действия воспроизводятся с большой частотой и концентрацией психической активности ребенка. Сгущение связано с сосредоточением, усилением психической активности на осваиваемых в момент конкретного этапа развития движений и действий.
Сгущение наблюдается при сосредоточении ребенка на лице взрослого, при первых интенсивных улыбках, при развитии гуления, лепета и речи, при овладении предметным миром через манипулирование и орудийные действия, а также при овладении межличностными отношениями. Это происходит всякий раз, когда ребенок вдруг начинает производить одни и те же движения и действия.
Сгущение движений и действий обычно приносит ребенку чувство радости. Глаза его излучают удовольствие, лицо выражает внимание и одновременно удовлетворенность происходящим.
Сгущение не следует связывать с навязчивыми состояниями, которые наблюдаются в патологии взрослого человека. (Среди навязчивых состояний можно выделить возникновение некоторых непреодолимых движений и действий при сохранении критичного отношения к этому, негативных переживаний и стремления прервать их.)
Сгущение — элемент особой интенсификации развития в детском возрасте. Именно благодаря сгущению ребенок проходит бесконечно большое расстояние в развитии за относительно короткое время начала жизни.
Сгущение, ярко выраженное во внешнем поведении ребенка, в период раннего онтогенеза неразрывно соединено с внешне выраженной паузой.
Пауза — феномен раннего онтогенеза, когда происходит перерыв в концентрации и частом воспроизведении осваиваемых ребенком движений и действий. Пауза знаменует собой перерыв во внешней активности, подвластной наблюдению натуралиста-психолога. Пауза — очевидно, это не прекращение развития, а погружение этого развития вовнутрь, на глубинный психофизиологический уровень.
В психическом развитии пауза — упорядоченный перерыв после сгущения. Внешне пауза может восприниматься как остановка интенсивного развития. В действительности в этот период происходит внутренняя переработка опыта, воплощенного в потоке ассоциаций, возникающих в период сгущения, формируются новые связи.
Пауза — элемент особой, внутренней интенсификации развития. Благодаря паузе происходит перестройка, переработка накопившегося опыта «темных мышечных чувств» и других сложных интеграционных связей. Хотя пауза и выглядит остановкой в развитии, однако возвращение внешней психической активности знаменует разительное изменение в развитии, которое произошло в период паузы.
Познание — понимание. Познание — всегда приобретение знаний, постижение свойств предметов, закономерностей их взаимодействия друг с другом через наблюдение, а также соотносящие, орудийные и другие человеческие действия.
Понимание — способность действовать в соответствии с представлениями, знаниями об объективном мире; способность постичь смысл, значение, сущность предметов и закономерностей их взаимодействия друг с другом.
Понимание — процессуально. Это не однократный, исчерпывающий акт, не окончательное и безусловное знание. Понимание двоично: это движение в бесконечность и заведомая ограниченность. Понимание находится (прописывается) в чувствовании, в предчувствии, в интуиции, в знаниях (в бессознательном и сознании).
В каждой сфере знаний понимание выражается через свою систему значений и смыслов. В музыке - через образы звуков. В живописи — через графические, цветовые, композиционные и другие образы. В науке понимание выражается в мысли, оформленной отточенным словом (но не в дремучем, демагогическом использовании тезауруса ради тезауруса). В обыденном сознании глубина понимания зависит от ума и культуры человека.
Детское, инфантильное понимание конкретной ситуации и включенного в нее словесного знака — начало развития человеческой способности к бесконечному движению в постижении сущности бытия.
- «Психология развития человека» учебно-методический комплекс Содержание
- Авторский коллектив
- Методические рекомендации
- 1. Место курса в учебном плане
- 2. Аннотация курса
- 3. Формы работы с электронным умк
- Программа курса
- Тема 1. Предмет и задачи психологии развития
- Тема 2. Методология и методы психологии развития
- Тема 3. Классические понятия психологии развития
- Тема 4. История психологии развития
- Учебный модуль 2. Научно-теоретические направления в психологии развития
- Тема 5. Теории и модели психического развития
- Тема 6. Эндогенное направление в психологии развития
- Тема 7. Экзогенное направление в психологии развития
- Тема 8. Психоаналитические модели развития
- Тема 9. Когнитивные модели развития
- Тема 10. Контекстуальные модели развития
- Тема 11. Системные модели развития
- Учебный модуль 3. Периодизации психического развития
- Тема 12. Возрастные кризисы психического развития
- Тема 13. Проблема периодизации развития
- Учебный модуль 4. Психическое развитие в онтогенезе Тема 14. Феномен детства
- Тема 15. Пренатальный период и рождение
- Тема 16. Новорождённость
- Тема 17. Период младенчества
- Тема 18. Психическое развитие в раннем возрасте
- Тема 19. Психическое развитие в дошкольном возрасте
- Тема 20. Психическое развитие в младшем школьном возрасте
- Тема 21. Психосоциальное развитие в подростково-юношеском возрасте
- Тема 22. Психосоциальное развитие в возрасте ранней взрослости
- Тема 23. Психосоциальное развитие в возрасте средней взрослости
- Тема 24. Психосоциальное развитие в возрасте поздней взрослости и старости
- Учебный модуль 1. Введение в психологию развития
- 1.1. Предмет и задачи психологии развития
- 1. Предмет психологии развития
- 2. Научные задачи психологии развития:
- 3. Прикладные задачи психологии развития
- 4 . Связь психологии развития с другими отраслями науки
- 1.2. Методология и методы психологии развития
- 1. Принципы психического развития
- 2. Методы психологии развития
- 1.3. Классические понятия психологии развития
- 1.4. История психологии развития
- Учебный модуль 2. Научно-теоретические направления в психологии развития
- 2.1. Теории и модели психического развития
- 2.2. Эндогенное направление в психологии развития
- 2.3. Экзогенное направление в психологии развития
- 2.4. Психоаналитические модели развития
- Стадии психосоциального развития (по э. Эриксону)
- 2.5. Когнитивные модели развития
- Стадии когнитивного развития по ж. Пиаже
- 2.6. Контекстуальные модели развития
- 2.7. Системные модели развития
- Учебный модуль 3. Периодизации психического развития
- 3.1. Возрастные кризисы психического развития
- «Семизвездье симптомов» периода кризиса трех лет
- 3.2. Проблема периодизации развития
- Периодизация психического развития ребенка по д. Б. Эльконину
- Пять фаз жизненного цикла человека (по ш. Бюлер)
- Модель периодизации развития ю.Н.Карандашева
- Функционально-стадиальная модель периодизации психического развития по ю. Н. Карандашеву
- Возрастной ряд ведущих психических функций в периодизации ю.Н.Карандашева
- Учебный модуль 4. Психическое развитие в онтогенезе
- 4.1. Феномен детства
- 4.2. Пренатальный период и рождение
- 4.3. Новорождённость
- 1.Физическое развитие новорожденного
- Рефлексы новорожденного
- Физические раздражители вызывают у ребенка определенные рефлексы
- 2. Психическое развитие ребенка в период новорожденности
- 4.6. Период младенчества
- 1. Физическое развитие младенца
- 2. Психическое развитие в младенчестве
- Развитие познавательной и эмоциональной сферы младенца
- 4.7. Психическое развитие в раннем возрасте
- 1. Физическое и психическое развитие в раннем возрасте
- 4.8. Психическое развитие в дошкольном возрасте
- Взаимоотношения дошкольников в игре
- Особенности игровой деятельности дошкольников
- 4.9. Психическое развитие в младшем школьном возрасте
- Мотивы учебной деятельности в младшем школьном возрасте
- 4.10. Психосоциальное развитие в подростково-юношеском возрасте
- Структура притязаний на взрослость
- Границы пубертатного периода
- 4.11. Психосоциальное развитие в возрасте ранней взрослости
- Динамика развития во взрослом возрасте
- 4.12. Психосоциальное развитие в возрасте средней взрослости
- 4.13. Психосоциальное развитие в возрасте поздней взрослости и старости
- 4.14. Инволютивное развитие личности
- Стадии приближения смерти (э. Кюблер-Росс, 1969)
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки: тематика семинарских занятий Семинар 1. Психология развития как наука: предмет, задачи, методы
- Семинар 2. Классические понятия психологии развития
- Семинар 3. История психологии развития
- Семинар 4. Теории и модели психического развития. Эндогенные теории развития. Экзогенные теории развития: бихевиоризм
- Семинар 5. Теории и модели психического развития. Психоаналитические теории развития
- Семинар 6. Теории и модели психического развития. Когнитивные и контекстуальные теории развития
- Семинар 7. Возрастные периодизации психического развития
- Семинар 8. Развитие в пренатальном возрасте
- Семинар 9. Развитие в младенческом возрасте
- Семинар 10. Психическое развитие в раннем возрасте
- Семинар 11. Психическое развитие в дошкольном и младшем школьном возрасте
- Семинар 12. Психосоциальное развитие в подростково-юношеском возрасте
- Семинар 13. Психосоциальное развитие в возрасте ранней, средней и поздней зрелости
- Список литературы по курсу Основная литература
- Дополнительная литература
- Литература для обязательного углубленного изучения
- Примерная тематика рефератов по курсу
- Примерные вопросы к экзамену (зачету)
- Феномен детства
- Психосоциальное развитие в возрасте средней взрослости.
- Хрестоматийный материал по курсу
- 1. Введение в психологию развития человека Ананьев б.Г. Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности
- Ананьев б.Г. О системе возрастной психологии
- Басов м. Я. Проблема развития человека
- Запорожец а. В. Условия и движущие причины психического развития ребенка
- Костюк г.С. Принцип развития в психологии
- Мухина в.С. Развитие
- 2. Научно - теоретические направления в психологии развития человека Валлон а. Факторы психического развития ребенка
- Выготский л.С. Генезис высших психических функций
- Заззо р. Психическое развитие ребенка и влияние среды
- Карандашев ю.Н. Новые подходы к теории психического развития
- Распределение эмпирического материала по возрастам
- Леонтьев а.Н. К теории развития психики ребёнка
- Рубинштейн с.Л. Развитие и обучение
- Рубинштейн с.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории
- Салмина н.Г. Концепция л.С.Выготского и проблема развития символической функции
- Эльконин б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития
- 3. Периодизации психического развития человека Божович л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе
- Выготский л.С. Проблема возраста
- Ганзен в.А., Головей л.А. К системному описанию онтогенеза человека
- Поливанова к.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития
- Слободчиков в.И., Цукерман г.А. Интегральная периодизация общего психического развития
- Фельдштейн д.И. Периодизация психического развития и становления личности
- Эльконин д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте
- 4. Психическое развитие в онтогенезе
- 4.1. Детство Выготский л.С. Динамика и структура личности подростка
- Драгунова т.В. «Кризис» объясняли по-разному
- Крутецкий в.А. Психологические особенности младшего школьника
- Лейтес н.С. Возрастные предпосылки умственных способностей
- Лисина м.А. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни
- Мухина в.С. Игрушка как средство психического развития ребенка
- Пиаже ж. Как дети образуют математические понятия
- Фельдштейн д.И. Детство как социально-психологический феномен социума и особое состояние развития
- Эльконин д.Б. Игра и психическое развитие
- Эльконин д.Б. Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры
- 4.2. Взрослость Александрова м.Д. Геронтогенез человека
- Лидерс а. Г. Кризис пожилого возраста: гипотеза о его психологическом содержании
- Марцинковская т.Д. Особенности психического развития в позднем возрасте
- Рыбалко е.Ф. Динамика основных характеристик человека в различные периоды его зрелости
- Степанова е. И. Психология взрослых
- Фролькис в. В. Старение
- Приложения
- 1. Методы диагностики психического развития человека младенчество
- Раннее детство
- Дошкольный возраст
- Подростково-юношеский возраст
- Взрослость
- Поздняя зрелость и геронтогенез
- Итоговое тестирование Тестирование по модулю I. Введение в психологию развития
- Установите соответствие.
- Установите соответствие.
- Заполните схему самостоятельно.
- Тестирование по модулю II. Научно-теоретические направления в психологии развития
- Установите соответствие.
- Установите соответствие.
- Тестирование по модулю III. Периодизации психического развития
- Установите соответствие.
- Установите соответствие.
- Тестирование по модулю IV. Психическое развитие в онтогенезе
- Установите соответствие.
- Установите соответствие.