logo
UMK_PSIHOLOGIYa_RAZVITIYa_ChYeLOVYeKA

Мухина в.С. Развитие

(Феноменология развития и бытия личности. – М., Воронеж, 1999. – С.401–403)

Развитие определяется: 1 — исторически обусловлен­ными реалиями существования человека и условиями его воспитания; 2 — предпосылками (биологическими и осо­бенностями взаимодействия биологического и социаль­ного факторов); 3 — формирующейся внутренней пози­цией самого развивающегося ребенка.

Реально представляется невозможным выделить в жи­вом движении развития его три составляющие как само­стоятельные ипостаси.

В этой книге мы обозначаем следующие феномены, определяющие продуктивное поступательное движение развития: 1 — сензитивность; 2 — сгущение — пауза; 3 — познание — понимание.

Сензитивность (от лат. sensus — чувство, ощущение) — в биологии, а затем психологии соответственно: высокая чувствительность организма и психики в определенный возрастной период.

В детской психологии сензитивный период в онтоге­незе человека впервые выделил и описал Вильям Штерн (период развития речи).

В данной монографии термин «сензитивность» упо­требляется и для описания высокой чувствительности ре­бенка к действиям (способу решения умственных задач, предметным замещениям, изображениям, шуткам и др.) взрослого или другого ребенка, его ровесника. Чувствите­льность к проявлениям ровесника, понимание его дейст­вий, его речи в специфическом воплощении, отличном от проявлений «обучающего», «воспитывающего», «контро­лирующего» взрослого, — феномен детства.

Сгущение — пауза. Сгущение — феномен раннего онто­генеза, когда однородные движения и действия воспроиз­водятся с большой частотой и концентрацией психиче­ской активности ребенка. Сгущение связано с сосредото­чением, усилением психической активности на осваивае­мых в момент конкретного этапа развития движений и действий.

Сгущение наблюдается при сосредоточении ребенка на лице взрослого, при первых интенсивных улыбках, при развитии гуления, лепета и речи, при овладении предмет­ным миром через манипулирование и орудийные дейст­вия, а также при овладении межличностными отношения­ми. Это происходит всякий раз, когда ребенок вдруг начи­нает производить одни и те же движения и действия.

Сгущение движений и действий обычно приносит ре­бенку чувство радости. Глаза его излучают удовольствие, лицо выражает внимание и одновременно удовлетворен­ность происходящим.

Сгущение не следует связывать с навязчивыми состоя­ниями, которые наблюдаются в патологии взрослого чело­века. (Среди навязчивых состояний можно выделить воз­никновение некоторых непреодолимых движений и дей­ствий при сохранении критичного отношения к этому, не­гативных переживаний и стремления прервать их.)

Сгущение — элемент особой интенсификации разви­тия в детском возрасте. Именно благодаря сгущению ребе­нок проходит бесконечно большое расстояние в развитии за относительно короткое время начала жизни.

Сгущение, ярко выраженное во внешнем поведении ребенка, в период раннего онтогенеза неразрывно соеди­нено с внешне выраженной паузой.

Пауза — феномен раннего онтогенеза, когда происхо­дит перерыв в концентрации и частом воспроизведении осваиваемых ребенком движений и действий. Пауза зна­менует собой перерыв во внешней активности, подвласт­ной наблюдению натуралиста-психолога. Пауза — оче­видно, это не прекращение развития, а погружение этого развития вовнутрь, на глубинный психофизиологический уровень.

В психическом развитии пауза — упорядоченный пе­рерыв после сгущения. Внешне пауза может восприниматься как остановка интенсивного развития. В действите­льности в этот период происходит внутренняя переработ­ка опыта, воплощенного в потоке ассоциаций, возникаю­щих в период сгущения, формируются новые связи.

Пауза — элемент особой, внутренней интенсификации развития. Благодаря паузе происходит перестройка, пере­работка накопившегося опыта «темных мышечных чувств» и других сложных интеграционных связей. Хотя пауза и выглядит остановкой в развитии, однако возвра­щение внешней психической активности знаменует рази­тельное изменение в развитии, которое произошло в пери­од паузы.

Познание — понимание. Познание — всегда приобрете­ние знаний, постижение свойств предметов, закономер­ностей их взаимодействия друг с другом через наблюде­ние, а также соотносящие, орудийные и другие человече­ские действия.

Понимание — способность действовать в соответствии с представлениями, знаниями об объективном мире; спо­собность постичь смысл, значение, сущность предметов и закономерностей их взаимодействия друг с другом.

Понимание — процессуально. Это не однократный, исчерпывающий акт, не окончательное и безусловное зна­ние. Понимание двоично: это движение в бесконечность и заведомая ограниченность. Понимание находится (про­писывается) в чувствовании, в предчувствии, в интуиции, в знаниях (в бессознательном и сознании).

В каждой сфере знаний понимание выражается через свою систему значений и смыслов. В музыке - через обра­зы звуков. В живописи — через графические, цветовые, композиционные и другие образы. В науке понимание вы­ражается в мысли, оформленной отточенным словом (но не в дремучем, демагогическом использовании тезауруса ради тезауруса). В обыденном сознании глубина понима­ния зависит от ума и культуры человека.

Детское, инфантильное понимание конкретной ситуа­ции и включенного в нее словесного знака — начало раз­вития человеческой способности к бесконечному движе­нию в постижении сущности бытия.