logo
UMK_PSIHOLOGIYa_RAZVITIYa_ChYeLOVYeKA

4.8. Психическое развитие в дошкольном возрасте

Физическое и психическое развитие дошкольника

Хронологические рамки (возрастные границы): от 3 до 6-7 лет.

Дошкольный возраст, – как отмечал А. Н. Леонтьев (1983), – период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.

Физическое развитие. В этот период происходит анатоми­ческое формирование тканей и органов, увеличение массы мышц, окостенение скелета, развитие органов кровообращения и дыха­ния, увеличивается вес мозга. Усиливается регулирующая роль коры больших полушарий, возрастает скорость образования условных рефлексов, развивается вторая сигнальная система.

Социальная ситуация. У ребенка появляется большое жела­ние постичь смысловую основу действий взрослых. Ребенок отстра­нен от активного участия в деятельности и отношениях взрослых.

Ведущая деятельность: сюжетно-ролевая игра. В 2-3 года у детей ярко выражены «одиночные игры», ребенок сосредоточен на своих собственных действиях. Постепенно дети начинают «играть рядом», объединяясь чисто внешне, так как у каждого должна быть своя игрушка.

В 3-5 лет возникают «кратковременные объединения», про­должительность общения зависит от умения создавать и реализовывать игровой замысел и от владения игровыми действиями; со­держание игры еще не способствует устойчивому общению.

В 4-6 лет возникают «длительные объединения играющих» ребенок стремиться воспроизвести в игре действия взрослых и их взаимоотношения. У ребенка появляется необходимость иметь партнера. В игре возникает необходимость договариваться друг с другом, вместе организовывать игру с несколькими ролями (табл. 4.6).

Таблица 4.6