logo
UMK_PSIHOLOGIYa_RAZVITIYa_ChYeLOVYeKA

Семинар 6. Теории и модели психического развития. Когнитивные и контекстуальные теории развития

Вопросы: 1. Когнитивное направление: общая характеристика 2. Структурно-генетическая теория Ж.Пиаже 3. Теория морального развития Л.Кольберга 4. Теории К.Фишера, Р.Кейза, Д.Клаара 5. Направление социализации: общая характеристика теорий 6. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского 7. Теория развития психики А.Валлона 8. Теория А.Н. Леонтьева 9. Периодизация развития психики Д.Б. Эльконина 10. Теория развития личности Л.И. Божович 11. Модель развития общения М.И. Лисиной 12. Эко-психологическая теория У. Бронфенбреннера, Антировновесная теория К.Ф. Ригеля 13. Теория персонализации А.В. Петровского 14. Направление саморазвития. Системное направление. Литература для конспектирования: 1. Пиаже Жан. Как дети образуют математические понятия а) понимание чисел; б) понимание расстояния и длины; в) восприятие пространства. 2. Рубинштейн Сергей Леонидович Обучение и развитие // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов 1945-1979 гг./Под ред. Ильясова, Ляудис. –М.МГУ, 1981. – с.186-195 а) взаимосвязь развития психических функций и обучения; б) освоение системы знаний (взаимосвязь трёх компонентов обучения); в) стадии усвоения материала: восприятие, осмысление, закрепление и оперирование. 3. Божович Лидия Ильинична. Этапы формирования личности в онтогенезе (часть 1) // Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие. – М., 2003. – с.138-151 а) идеи Выготского о развитии высших психических функций б) личностное развитие в) кризисы детского развития Рефераты: 1. Когнитивное направление как альтернатива психоанализу 2. Дж. Келли и его роль в когнитивном направлении 3. Когнитивное направление как альтернатива бихевиоризму 4. Л.С. Выготский и его школа 5. Советская психология в довоенный период Литература: 1. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности./ Под ред. Д.Б. Фельдштейна.М., 1995. 2. Валлон А. Психическое развитие ребёнка. СПб.: Питер, 2001. 3. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6-ти тт. М.: Педагогика, 1984. 4. Карандашев Ю.Н. Психология развития. Введение. -- Мн.: 1997. 5. Крайг Г. Психология развития. -- СПб.: Питер, 2000. 6. Крэйн У. Теории развития. Секреты формирования личности. – СПб., 2002. 7. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. -- В 2-х тт. -- М.: Педагогика, 1983. 8. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. -- М.: Тривола, 1995. 9. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. -- М.: 1969. 10. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М., Аспект Пресс, 2001. 11. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – Спб.: Питер, 2004.