4.2. Пренатальный период и рождение
Пренатальное развитие, в ходе которого происходит развертывание унаследованного потенциала, является одним из самых ярких примеров процесса созревания. Практически с момента зачатия ребенок становится элементом ситуации, складывающейся в окружающей его среде и, появившись на свет, представляет собой отнюдь не «чистый лист».
Развитие носит допсихический характер. На генетическом уровне развитие совершается как созревание яйцеклетки. Актом оплодотворения происходит переход на морфологический уровень. В результате многократного деления происходит дифференциация оплодотворенной яйцеклетки на составные части будущего организма. В это же время развивается нервная система. Через 2 месяца морфологические образования начинают функционировать, т.е. происходит переход на физиологический уровень и обеспечивается обмен веществ с окружающей средой (в биологическом смысле). К середине 4 месяца происходит переход на нейрофизиологический уровень и нервная система начинает функционировать не только на уровне обмена веществ, но и на выполнение функций передачи (химическим способом, скорость передачи информации) информации, внешне это проявляется через шевеление плода. К концу 8 месяца внутриутробного периода происходит переход на психофизиологический уровень.
Оплодотворенная яйцеклетка называется зигота, дроблением которой начинается развитие зародыша. Уже в первые часы развития зародыша число составляющих его клеток увеличивается.
Вслед за зиготой наступает герминальный период - время очень быстрого дробления зиготы и первичной организации клеток, который продолжается около 2 недель. За герминальным следует эмбриональный период, во время которого происходит структурное развитие зародыша, занимающее около 6 недель. Наконец, начиная с 3-го месяца беременности и до родов идет фетальный период, в течение которого происходит созревание плода. Именно в этот промежуток времени начинают функционировать мышцы, органы и системы организма. Многие процессы, необходимые организму, развиваются на протяжении этого последнего периода пренатального развития.
На позднее чем через 30 часов после оплодотворения зигота, продвигаясь по одной из фаллопиевых труб в направлении матки, делится на 2 клетки. Затем, в результате второго дробления (через 10 часов), из этих двух клеток образуется 4, через 3 дня их 12, а вскоре и 16 и так далее. Первые клетки (бластомеры) крупнее обычных соматических клеток и тесно соприкасаются друг с другом. Зародыш в это время похож на тутовую ягоду, поэтому эту стадию развития называют морулой (от лат. Morum – тутовая ягода).
Первые дни зародыш развивается в яйцеводе (фаллопиевой трубе) и благодаря сокращениям его мышечной стенки продвигается к матке. Когда морула поступает в матку, между ее клетками накапливается жидкость, зародыш становится похожим на пузырек и называется бластоцистой. В это время образуется внутренняя масса клеток (эмбриобласт) и наружный покров полого пузырька (трофобласт). Из эмбриобласта впоследствии разовьется зародыш, а трофобласт (от лат trophe – пища и blastos – зародыш) превратится в плаценту.
Процесс дробления клеток ускоряется, так что к концу 6-го дня образуется уже более 100 клеток, которые содержат тот же набор ДНК.
На 5-6 день развития бластоциста прикрепляется к слизистой оболочке матки. Внешняя оболочка бластоцисты прикрепляется к стенкам матки и становится плацентой, через которую происходит питание плода, а внутренние клетки - становятся эмбрионом. Процесс прикрепления клетки к матке называется имплантацией.
Количество клеток зародыша быстро растет, и на 2-ой неделе развития внутренние клетки бластоцисты разделяются на 2 слоя – наружный и внутренний зародышевые листки. Наружный даст в дальнейшем центральную нервную систему и кожные покровы, а внутренний – систему органов пищеварения и др. (На 3-й неделе между ними появляется средний листок, который потом даст начало мышцам, хрящам и костям).
Зародыш на стадии 12-13 дней имеет длину всего 1,5-2 мм, без ясных очертаний тела. К концу 3-й недели он достигает 4 мм, а к концу 4-й – 8 мм.
Формирование пищеварительной системы начинается с появления первичного рта, после чего появляются внутренние органы и кишечная трубка.
Эмбриональным называют период, продолжающийся с конца 2-ой недели до конца 2-го месяца, считая с момента зачатия. На этом этапе зародыш называют эмбрионом.
На третьей неделе появляется средний зародышевый листок, из которого развиваются мышцы, кости, хрящи, кровеносная система и выделительная система. У 6-недельного эмбриона в наметившихся конечностях имеются хрящи, из которых разовьются некоторые крупные кости. К 8-й неделе полностью формируется хрящевой сколет конечностей. В этот период интенсивно развивается позвоночник.
К концу 3-ей недели образуются зачатки конечностей, но без разделения их на отделы, в шейной части появляются жаберные щели, выделяется голова, которая имеет зачатки ушей, глаз и рта. Первый месяц внутриутробной жизни завершается тем, что связь с матерью устанавливается с помощью пуповины.
Пищеварительная система продолжает развиваться, происходит расширение кишечной трубки, появляется поджелудочная железа. С трехнедельного возраста можно обнаружить зачаток печени и желчного пузыря. Остальные отделы кишечника тоже развиваются интенсивно.
Органы выделения представлены зародышевой почкой, которая обеспечивает процессы фильтрации. У крохотного зародыша длиной 2 мм закладывается предпочка (она расположена выше обычной), которую вскоре сменяет первичная почка, а затем появляется окончательная почка, занимающая свое постоянное место у плода, длина которого к этому времени достигает 12-18 см. Мочу образует лишь окончательная почка. К концу эмбрионального периода в мочевом пузыре обнаруживают до 80 мл мочи, не отличающейся по своему составу от мочи родившихся детей и взрослых.
Начинает развиваться нервная трубка, из которой в дальнейшем образуется спинной и головной мозг.
К середине третьей недели возникают первые кровеносные сосуды. Сердце представляет трубку и оно начинает биться на 21 день со дня зачатия. Между появлением кровеносных сосудов и формированием сердца проходит всего 3 дня. С этого момента в сердце начинается образование полостей, перегородок, клапанов. Этот процесс завершается у зародыша 40 миллимитровой длины.
На 3-4 неделе начинают функционировать артериальные и венозные системы, увеличивается поток крови, который посылается сердцем через систему кровообращения. Эти физиологические изменения носят зависимый от организма матери характер и самостоятельно функционировать не могут.
К концу второго месяца жизни появляются внешние признаки человека – лицо, глаза, уши, нос; в зачатках конечностей намечается разделение на отделы, затем появляются пальцы, вначале соединенные плавательной перепонкой.
Фетальный период продолжается с начала 3-го месяца и до момента рождения. С 3 месяца эмбрион называется плодом.
В это время продолжается интенсивный рост. Голова выпрямляется и обозначается шея, а на пальцах появляются ноготки. Во второй половине 3 месяца появляются наружные половые органы.
К концу 3 месяца лицо напоминает человеческое, уши занимают нормальное положение. Длина плода достигает 5 см. Он уже спит, упражняет свои мышцы, поворачивает голову, сгибает пальцы на ногах, открывает и закрывает рот.
При поглаживании живота ребенок сжимает пальцы в кулачок, т.е. происходят физиологические изменения, заключающиеся в мышечной активности. Эта мышечная активность слаба и мать ее не замечает.
К 4 месяцам движения плода отчетливо ощущаются. В полную силу функционирует слуховой аппарат. Плод достигает 20-25 см, весит 250 грамм.
В возрасте 4,5 месяцев происходит переход на нейрофизиологический уровень, который проявляется через шевеление плода. Начинают функционировать нервные клетки, которые являются проводником нервных импульсов. Возникновение нервных клеток способствует появлению локальной передачи информации в мышечные образования.
Плод растет, вес достигает 500 грамм. Движения становятся более энергичными и легко обнаруживаются, начинают функционировать жировые и потовые железы, плод обладает зрительным восприятием, развиваются вкусовые ощущения.
У плода появляются брови и ресницы. Увеличивается подкожный жировой слой и при достижении 7 месяцев он уже способен жить самостоятельно вне организма матери.
Сердечно-сосудистая система не только транспортирует кровь, но и обеспечивает питание и дыхание ткани.
Появляются дыхательные движения, но они чисто внешние и представляют собой сокращение мышц. При этом не происходит ни поглощение кислорода, ни расправление легочной ткани, поэтому околоплодные воды в легкие не попадают.
Пренатальный период завершается 8-ми месячным возрастом. После чего происходит переход к чисто младенческому возрасту и возникает новый психофозиологический уровень.
За 8-й месяц масса плода приближается к 2 кг, длина достигает 42 см. Количество жира увеличивается и на 9-м мес. плод бывает достаточно упитанный, краснота кожи исчезает, на голове отрастают волосы. В среднем продолжительность внутриутробной жизни составляет 280 дней, но бывают и отклонения от 245 до 325 дней. В последние годы говорят о том, что акселерация (ускорение роста и развития) коснулась всех стадий развития, в том числе и пренатального периода. Так, приводятся данные, что с 1937 г. масса новорожденных во всех странах мира в среднем увеличилась с 3200 до 3390 г., масса плаценты достигла 500-550 г. (раньше была 450-500 г.), а внутриутробная жизнь увеличилась на 4 дня.
На протяжении всего внутриутробного периода развивается нервная система ребенка. На 3-й неделе у зародыша появляется утолщение в области средней части наружного зародышевого листка, так называемая нервная пластинка. Из нее сначала образуется желобок, потом нервная трубка, из которой развиваются все отделы ЦНС. У 4-недельного зародыша можно обнаружить 3 мозговых пузыря, зачатки глаз и спинного мозга. А несколько позже готовы все отделы центральной и периферической нервной системы.
Хотя нервная система возникает очень рано, головной мозг продолжает развиваться на протяжении многих лет и после рождения ребенка. Однако функционировать ЦНС начинает уже в материнском организме. На воздействия извне плод способен реагировать совершенно определенным образом.
Рождение для ребенка является большим потрясением, т.к. ему нужно приспособиться к новым условиям жизни. В момент родов ребенок физически отделяется от матери, но в основных жизненных функциях еще долгое время остается биологически несамостоятельным существом.
Меняются физические условия: 1) ребенок попадает в воздушную среду и меняет тип своего дыхания (мышечное переходит в легочное); 2) он попадает в более холодную среду и меняет характер приспособления к температурным условиям; 3) он попадает в среду солнечного света и должен приспособиться к изменчивой освещенности; 4) меняет тип своего питания (планцетарное и переход к оральному).
- «Психология развития человека» учебно-методический комплекс Содержание
- Авторский коллектив
- Методические рекомендации
- 1. Место курса в учебном плане
- 2. Аннотация курса
- 3. Формы работы с электронным умк
- Программа курса
- Тема 1. Предмет и задачи психологии развития
- Тема 2. Методология и методы психологии развития
- Тема 3. Классические понятия психологии развития
- Тема 4. История психологии развития
- Учебный модуль 2. Научно-теоретические направления в психологии развития
- Тема 5. Теории и модели психического развития
- Тема 6. Эндогенное направление в психологии развития
- Тема 7. Экзогенное направление в психологии развития
- Тема 8. Психоаналитические модели развития
- Тема 9. Когнитивные модели развития
- Тема 10. Контекстуальные модели развития
- Тема 11. Системные модели развития
- Учебный модуль 3. Периодизации психического развития
- Тема 12. Возрастные кризисы психического развития
- Тема 13. Проблема периодизации развития
- Учебный модуль 4. Психическое развитие в онтогенезе Тема 14. Феномен детства
- Тема 15. Пренатальный период и рождение
- Тема 16. Новорождённость
- Тема 17. Период младенчества
- Тема 18. Психическое развитие в раннем возрасте
- Тема 19. Психическое развитие в дошкольном возрасте
- Тема 20. Психическое развитие в младшем школьном возрасте
- Тема 21. Психосоциальное развитие в подростково-юношеском возрасте
- Тема 22. Психосоциальное развитие в возрасте ранней взрослости
- Тема 23. Психосоциальное развитие в возрасте средней взрослости
- Тема 24. Психосоциальное развитие в возрасте поздней взрослости и старости
- Учебный модуль 1. Введение в психологию развития
- 1.1. Предмет и задачи психологии развития
- 1. Предмет психологии развития
- 2. Научные задачи психологии развития:
- 3. Прикладные задачи психологии развития
- 4 . Связь психологии развития с другими отраслями науки
- 1.2. Методология и методы психологии развития
- 1. Принципы психического развития
- 2. Методы психологии развития
- 1.3. Классические понятия психологии развития
- 1.4. История психологии развития
- Учебный модуль 2. Научно-теоретические направления в психологии развития
- 2.1. Теории и модели психического развития
- 2.2. Эндогенное направление в психологии развития
- 2.3. Экзогенное направление в психологии развития
- 2.4. Психоаналитические модели развития
- Стадии психосоциального развития (по э. Эриксону)
- 2.5. Когнитивные модели развития
- Стадии когнитивного развития по ж. Пиаже
- 2.6. Контекстуальные модели развития
- 2.7. Системные модели развития
- Учебный модуль 3. Периодизации психического развития
- 3.1. Возрастные кризисы психического развития
- «Семизвездье симптомов» периода кризиса трех лет
- 3.2. Проблема периодизации развития
- Периодизация психического развития ребенка по д. Б. Эльконину
- Пять фаз жизненного цикла человека (по ш. Бюлер)
- Модель периодизации развития ю.Н.Карандашева
- Функционально-стадиальная модель периодизации психического развития по ю. Н. Карандашеву
- Возрастной ряд ведущих психических функций в периодизации ю.Н.Карандашева
- Учебный модуль 4. Психическое развитие в онтогенезе
- 4.1. Феномен детства
- 4.2. Пренатальный период и рождение
- 4.3. Новорождённость
- 1.Физическое развитие новорожденного
- Рефлексы новорожденного
- Физические раздражители вызывают у ребенка определенные рефлексы
- 2. Психическое развитие ребенка в период новорожденности
- 4.6. Период младенчества
- 1. Физическое развитие младенца
- 2. Психическое развитие в младенчестве
- Развитие познавательной и эмоциональной сферы младенца
- 4.7. Психическое развитие в раннем возрасте
- 1. Физическое и психическое развитие в раннем возрасте
- 4.8. Психическое развитие в дошкольном возрасте
- Взаимоотношения дошкольников в игре
- Особенности игровой деятельности дошкольников
- 4.9. Психическое развитие в младшем школьном возрасте
- Мотивы учебной деятельности в младшем школьном возрасте
- 4.10. Психосоциальное развитие в подростково-юношеском возрасте
- Структура притязаний на взрослость
- Границы пубертатного периода
- 4.11. Психосоциальное развитие в возрасте ранней взрослости
- Динамика развития во взрослом возрасте
- 4.12. Психосоциальное развитие в возрасте средней взрослости
- 4.13. Психосоциальное развитие в возрасте поздней взрослости и старости
- 4.14. Инволютивное развитие личности
- Стадии приближения смерти (э. Кюблер-Росс, 1969)
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки: тематика семинарских занятий Семинар 1. Психология развития как наука: предмет, задачи, методы
- Семинар 2. Классические понятия психологии развития
- Семинар 3. История психологии развития
- Семинар 4. Теории и модели психического развития. Эндогенные теории развития. Экзогенные теории развития: бихевиоризм
- Семинар 5. Теории и модели психического развития. Психоаналитические теории развития
- Семинар 6. Теории и модели психического развития. Когнитивные и контекстуальные теории развития
- Семинар 7. Возрастные периодизации психического развития
- Семинар 8. Развитие в пренатальном возрасте
- Семинар 9. Развитие в младенческом возрасте
- Семинар 10. Психическое развитие в раннем возрасте
- Семинар 11. Психическое развитие в дошкольном и младшем школьном возрасте
- Семинар 12. Психосоциальное развитие в подростково-юношеском возрасте
- Семинар 13. Психосоциальное развитие в возрасте ранней, средней и поздней зрелости
- Список литературы по курсу Основная литература
- Дополнительная литература
- Литература для обязательного углубленного изучения
- Примерная тематика рефератов по курсу
- Примерные вопросы к экзамену (зачету)
- Феномен детства
- Психосоциальное развитие в возрасте средней взрослости.
- Хрестоматийный материал по курсу
- 1. Введение в психологию развития человека Ананьев б.Г. Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности
- Ананьев б.Г. О системе возрастной психологии
- Басов м. Я. Проблема развития человека
- Запорожец а. В. Условия и движущие причины психического развития ребенка
- Костюк г.С. Принцип развития в психологии
- Мухина в.С. Развитие
- 2. Научно - теоретические направления в психологии развития человека Валлон а. Факторы психического развития ребенка
- Выготский л.С. Генезис высших психических функций
- Заззо р. Психическое развитие ребенка и влияние среды
- Карандашев ю.Н. Новые подходы к теории психического развития
- Распределение эмпирического материала по возрастам
- Леонтьев а.Н. К теории развития психики ребёнка
- Рубинштейн с.Л. Развитие и обучение
- Рубинштейн с.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории
- Салмина н.Г. Концепция л.С.Выготского и проблема развития символической функции
- Эльконин б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития
- 3. Периодизации психического развития человека Божович л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе
- Выготский л.С. Проблема возраста
- Ганзен в.А., Головей л.А. К системному описанию онтогенеза человека
- Поливанова к.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития
- Слободчиков в.И., Цукерман г.А. Интегральная периодизация общего психического развития
- Фельдштейн д.И. Периодизация психического развития и становления личности
- Эльконин д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте
- 4. Психическое развитие в онтогенезе
- 4.1. Детство Выготский л.С. Динамика и структура личности подростка
- Драгунова т.В. «Кризис» объясняли по-разному
- Крутецкий в.А. Психологические особенности младшего школьника
- Лейтес н.С. Возрастные предпосылки умственных способностей
- Лисина м.А. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни
- Мухина в.С. Игрушка как средство психического развития ребенка
- Пиаже ж. Как дети образуют математические понятия
- Фельдштейн д.И. Детство как социально-психологический феномен социума и особое состояние развития
- Эльконин д.Б. Игра и психическое развитие
- Эльконин д.Б. Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры
- 4.2. Взрослость Александрова м.Д. Геронтогенез человека
- Лидерс а. Г. Кризис пожилого возраста: гипотеза о его психологическом содержании
- Марцинковская т.Д. Особенности психического развития в позднем возрасте
- Рыбалко е.Ф. Динамика основных характеристик человека в различные периоды его зрелости
- Степанова е. И. Психология взрослых
- Фролькис в. В. Старение
- Приложения
- 1. Методы диагностики психического развития человека младенчество
- Раннее детство
- Дошкольный возраст
- Подростково-юношеский возраст
- Взрослость
- Поздняя зрелость и геронтогенез
- Итоговое тестирование Тестирование по модулю I. Введение в психологию развития
- Установите соответствие.
- Установите соответствие.
- Заполните схему самостоятельно.
- Тестирование по модулю II. Научно-теоретические направления в психологии развития
- Установите соответствие.
- Установите соответствие.
- Тестирование по модулю III. Периодизации психического развития
- Установите соответствие.
- Установите соответствие.
- Тестирование по модулю IV. Психическое развитие в онтогенезе
- Установите соответствие.
- Установите соответствие.