logo
UMK_PSIHOLOGIYa_RAZVITIYa_ChYeLOVYeKA

4.9. Психическое развитие в младшем школьном возрасте

Физическое и психическое развитие младшего школьника

Хронологические рамки (возрастные границы: От 6 – 7 до 10-11 лет.

Социальная ситуация. Переход к учебной деятельности. Ре­бенок развивается в условиях сложной социальной среды, в усло­виях воспитания и обучения. Меняется сфера социальных отно­шений, появляется система «ребенок - взрослый» дифференциру­ется: ребенок - учитель; ребенок - взрослый; ребенок - родители; ребенок - дети. Происходит смена референтной группы.

Физическое развитие. Происходит равномерное физическое раз­витие вплоть до подросткового возраста. Продолжается рост и созрева­ние костей скелета, хотя скорость этих процессов различна у разных детей. Растут мышцы «сильные» и «ловкие», увеличивается физичес­кая сила, выносливость и ловкость как у мальчиков, так и у девочек.

Более эффективно функционируют лобные доли головного мозга, управляющие процессами мышления и другими психичес­кими процессами, что помогает включаться во все более сложную, требующую высокой координации движений деятельность.

Очень важным фактором физического развития ребенка явля­ется здоровье, которое позволяет детям более активно заниматься физической (физкультура и труд) и умственной деятельностью. Выключенные из двигательной активности ребенка 4-5 часов дол­жны компенсироваться специально организованными физически­ми упражнениями.

Ведущая деятельность – учебная деятельность — это деятель­ность, непосредственно направленная на усвоение науки и культуры. У ребенка имеются две сферы социальных отношений «ребе­нок–взрослый» и «ребенок– дети». Эти системы связаны игровой деятельностью. Отношения существуют параллельно, они не связаны иерархическими связями.

В младшем школьном возрасте игра не исчезает, она приобре­тает новые формы и новое содержание. Характерными играми для детей младшего школьного возраста являются игры с правилами, регулирующими расстановку сил в играющем детском коллективе (сюжетно-ролевые игры).

Структура учебной деятельности (Д.Б. Эльконин). Мотивация учения – система побуждений, которая заставляет ребенка учиться, придает учебной деятельности смысл. Учебная задача – система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия. Учебные действия – те, с помощью которых усваивается учебная задача, то есть все те действия, которые ученик делает на уроке (специфические для каждого учебного предмета и общие). Действия контроля – те действия, с помощью которых контролируется ход усвоения учебной задачи. Действие оценки – те действия, с помощью которых мы оцениваем успешность усвоения учебной задачи.

Сложность самой учебной деятельности, уровень ее организации, возрастные особенности учащегося приводят к существованию многообразия мотивов, влияющих на эффективность процесса учения. Л.И.Божович (1968) установила, что учебная деятельность ребенка побуждается двумя видами мотивов, имеющих разное происхождение и разную психологическую характеристику. Познавательные мотивы порождаются преимущественно самой учебной деятельностью и непосредственно связаны с содержанием процесса учения. Социальные мотивы порождаются «всей системой отношений, существующих между ребенком и окружающей действительностью». Они «лежат как бы за пределами учебного процесса» (табл.4.8).

Таблица 4.8