logo
UMK_PSIHOLOGIYa_RAZVITIYa_ChYeLOVYeKA

2. Психическое развитие ребенка в период новорожденности

Поведение новорожденного фрагментарно, оно состоит из небольшого числа несовершенных и изолированных рефлексов, вызываемых внешними раздражителями. Рефлексы включаются и выключаются быстро, автоматически и никак не контролируются произвольно.

Центральным новообразованием новорожденности является появление индивидуальной психической жизни ребенка. Л.С.Выготский обращал внимание на 2 момента, связанных с этим. Первый: жизнь присуща ребенку уже в эмбриональный период развития. Новым, возникающим после рождения является то, что эта жизнь становится индивидуальным существованием, отделенным от организма матери и вплетенным в социальную жизнь окружающих людей.

Второй: жизнь новорожденного, будучи первой и еще примитивной формой бытия ребенка как социального существа, стала не только индивидуальной но и психической. В качестве аргумента в пользу этого – факт готовности ЦНС к обслуживанию психических проявлений, новорожденный реагирует на болевые, тактильные, температурные раздражители, в целом развиты все виды анализаторов. К моменту рождения состояние ЦНС обеспечивает начало его психической жизни.

Ведущая деятельность - эмоциональное общение.

Психическое развитие. Ощущения недифференцированы и неразрывно слиты с эмоциями. Выготский Л.С. считал, что чув­ственные эмоциональные состояния или эмоционально подчерк­нутые состояния ощущений наиболее характерны для ребенка.

Восприятие. Возникновение слухового сосредоточения на 2-3 неделе, на 3-4 недели сосредоточение возникает на голос. Зри­тельное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе внешне про­является в замирании и задерживании взгляда на ярком предмете.

Психическая жизнь. Главным образом связана с подкорко­выми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Все находит­ся в состоянии негармоничного разлада. Поведения в собственном смысле слова еще нет. В период новорожденности наблюдается исключительное преобладание недифференцированных, нерасчлененных переживаний, представляющих как бы сплав влечения, аффекта и ощущения (Л.С. Выготский).

Появление комплекса оживления знаменует собой конец ново­рожденности и начало новой стадии развития - стадии младенчества, а также в «комплексе оживления» проявляется основное новообразо­вание - возникновение индивидуальной психической жизни ребенка.

Эмоциональное развитие. Эмоции, как правило, носят от­рицательный характер. Приобретая способность реагировать на лицо мамы ребенок, устанавливает с ней тонкие эмоциональные связи. Улыбка новорожденного, первая настоящая улыбка - это об­ращение к близкому человеку, это узнавание, это общая радость открытия другого человека. Это большое событие происходит в конце первого, начале второго месяца жизни.

Новообразования. К концу 1 месяца жизни появляются первые условные рефлексы. Новообразование периода новорожденно­сти - комплекс оживления, т.е. первая специфическая реакция ре­бенка на человека. «Комплекс оживления» проходит 3 стадии: 1) улыбка; 2) улыбка + гуление; 3) улыбка + вокализация + двига­тельное оживление (к 3 месяцам).

Появление зрительного и слухового сосредоточения. Потреб­ность в общении с взрослым складывается в период новорожденно­сти под влиянием активных обращений и воздействий взрослого.

Возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Проявляется комплекс оживления в потребности общения с взрос­лыми (B.C. Мухина); потребность во впечатлениях (Л.И. Божович).

Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливае взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, изда громкие звуки и начинает улыбаться - комплекс оживления. В опытах М.И. Лисиной установлено, что с возрастом улыбка ребенка меняется. В развитом «комплексе оживления» улыбка оживленная, широкая, с открыванием рта и с оживленной мимикой.