logo
UMK_PSIHOLOGIYa_RAZVITIYa_ChYeLOVYeKA

4.13. Психосоциальное развитие в возрасте поздней взрослости и старости

Физическое и психическое развитие в возрасте поздней взрослости и старости

Хронологические рамки (возрастные границы): с 60 лет период жизни человека называют геронтогенезом, или периодом старения. Люди, достигшие данного возраста, подразделяются на три группы: люди пожилого возраста – 60-75 лет; старческого возраста – 75-90 лет; долгожители – с 90 лет.

В поздней зрелости (поздней взрослости) наблюдается резкое расхождение линий онтогенеза, различия его содержания в зависимости от индивидуально-личностных особенностей человека. Поэтому границы этого возраста колеблются.

Рубежом, разделяющим зрелость и позднюю зрелость, обычно считается уход на пенсию, окончание активной профессиональной деятельности («шок отставки»), что составляет центральный момент ситуации развития в этом возрасте.

Общая характеристика психического развития в пожилом возрасте:

выход на пенсию; перемены в статусе; новые роли.

Две линии развития в пожилом возрасте по Э.Эриксону: Нормальный ход развития. Цельность личности. Подведение человеком итогов своей жизни и осознание ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить.

Неблагоприятное развитие. Отчаяние. Не способность человека свести свои прошлые поступки в единое целое вызывает у него страх перед смертью, отчаяние невозможности начать жизнь заново

Основные факторы развития в пожилом возрасте: изменение социальных ролей; выход на пенсию; возрастные изменения познавательных процессов; ослабление психической устойчивости; взаимоотношения с окружающими; возрастная перестройка организма; накопленный жизненный опыт; спад психической активности.

Задачи развития: принятие и освоение новых социальных ролей; адаптация к потере физических возможностей; подведение итогов жизни и ее принятие; развитие личностной позиции в отношении к смерти; деятельность саммообслуживнаия как возможность сохранения самостоятельности и независимости.

Центральное новообразование – жизненная мудрость. Мудрость – это экспертная система знаний человека, ориентированная на практическую сторону жизни и позволяющая выносить взвешенное суждение и давать полезные советы по жизненно важным вопросам. Мудрость – это когнитивное свойство человека, в основе которого лежит кристаллизованный, культурно-обусловленный интеллект и которое, по всей вероятности, связано с опытом и личностью человека.

Имеется мнение, что продуктивные устремления людей продолжаются и в поздние годы жизни. Так, К.Роджерс выделяет следующие личностные новообразования: неудержимое стремление к риску; высокая чувствительность к адресованным ему социальным заказам и готовность за самое короткое время выполнить их; высокий уровень развития интуитивной сферы личности.

В поздней зрелости можно выделить три основные варианта развития: доживание; смена ведущей деятельности; сохранение основного содержания жизни, бывшего в зрелости, то есть фактическое продолжение периода зрелости.

Ведущими факторами развития продуктивного старения являются самоактуализация «Я» и ориентация на творческую активность. При счастливом сочетании природных особенностей организма, творческой активности и работоспособности, высокого уровня образования человек способен сохранять и реализовывать свой творческий потенциал до глубокой старости.

Наиболее важными факторами, определяющими поведение человека на данном этапе жизни, являются: снижение психофизических возможностей, пол, тип личности, постепенный уход из активной социальной жизни, материальное благосостояние, потеря близких людей и одиночество, сознание приближающегося окончания жизни. Физический мир вокруг пожилых людей все более сужается.

В развитии когнитивной сферы происходят изменения, так как большинство сенсорных функций существенно ухудшается. Больше всего страдают интеллектуальных функции, требующие скорости процессов.

В процессе старения большинство сенсорных функций у человека существенно ухудшается. Весьма существенно ухудшается обоняние и с этим связаны сложности в определении вкуса отдельных компонентов в пище. Гипертоники хуже, чем другие пожилые люди, различают на вкус соленое. Хотя вкусовые ощущения в старости почти не изменяются. У пожилых людей отмечается снижение цветовой чувствительности по всему спектру. Изменение слуховой чувствительности – обычно это снижение способности человека различать на фоне шумов голоса или другие звуки. Некоторые пожилые люди могут выглядеть невнимательными или плохо соображающими, но на самом деле они просто не могут понять, сто им говорят. Другие из-за того, что плохо слышат, становятся замкнутыми или подозрительными.

Нарушения зрения. Уменьшение способности фокусировать взгляд; помутнение хрусталика и катаракта. Потеря эластичности хрусталика современной медициной не лечится. Снижение остроты зрения – становится трудно различать мелкие детали. Связано с потерей эластичности хрусталика и гибелью рецепторов сетчатки. Эти дефекты компенсируются с помощью очков – в том числе бифокальных и трифокальных. Еще одним признаком возрастного изменения зрения является трудность игнорировать не относящийся к делу раздражитель – например, выделить конкретный дорожный знак среди множества других.

Память. Наблюдается снижение скорости обработки информации в процессе познания, а также скорости механического запоминания. Однако когда это происходит, то начинают функционировать соответствующие компенсации, в результате чего почти любая из когнитивных характеристик практически не влияет на повседневную жизнь человека.

Пожилые люди, более чем молодые, ценят точность. Объем восприятия у пожилых людей меньше чем у молодых, особенно когда два события происходят одновременно. Пожилые люди лучше запоминают то, что для них важно или может пригодится в жизни.

Склероз – болезнь, характеризующаяся возникновением склеротических очагов (перерождение ткани органов в твердую соединительную ткань) в белом веществе головного и спинного мозга.

Память основывается на логических связях, а значит, она тесно связана с мышлением, можно предположить, что мышление пожилых людей весьма развито.

Динамика когнитивной сферы зависит от субъективных факторов, от особенностей личности, от области профессиональной деятельности.

Выход на пенсию изменяет положение и роль людей в обществе, оказывая влияние на развитие мотивационной сферы пожилых людей.

Мотивация 60-летнего человека: потребность в самореализации, созидании и передаче наследства (духовного и материального) следующему поколению, активное участие в жизни общества, ощущение полезности и значимости для него.

После 70 лет на передний план выходит другая проблема – поддержание физического здоровья на приемлемом уровне. Появляется интерес к коллекционированию, занятиям музыкой, живописью и т.п.

Семейные отношения дают человеку ощущение защищенности, стабильности и прочности, во многом определяют радости и горести пожилого человека.

В поздней зрелости проявляется кризис ухода на пенсию. Сказывается нарушение режима и уклада жизни. Наблюдается невостребованность принести пользу людям, ухудшается общее здоровье, снижается уровень некоторых психических функций профессиональной памяти, творческого воображения, зачастую ухудшается и материальное положение. Кризис может осложняться утратой близких.

Основная причина психологических переживаний в поздней старости состоит в противоречии психологических духовных и биологических возможностей человека.

Д. Бромлей выделяет 5 типов приспособления к старости:

1. Конструктивная установка, когда человек внутренне уравновешен, спокоен, удовлетворен эмоциональными контактами с окружающими; он критичен в отношении к самому себе, но полон юмора и терпимости в отношении других; от принимает старость как факт, завершающий его профессиональную карьеру, оптимистически относится к жизни, принимает смерть как естественное явление, не выражая отчаяния и сожаления; жизненный баланс такого человека вполне положителен, он с доверием рассчитывает на помощь окружающих.

2. Установка зависимости присуща инвалидам, проявляющим пассивность и склонность к зависимости от других; люди этой категории не имеют высоких жизненных стремлений и легко оставляют профессиональные занятия; семейная среда обеспечивает им чувство безопасности, дает ощущение внутренней гармонии, поэтому они не страдают от эмоциональной неуравновешенности и различных стрессов.

3. Защитная установка характеризует людей самодостаточных, обладающих «психологической броней», чопорных, поглощенных профессиональной деятельностью; они разделяют общепринятые взгляды и установки, избегают обнаруживать собственное мнение, не любят говорить о своих проблемах; внешняя сторона жизни значит для них больше, чем внутренние переживания; они подвержены страху смерти и маскируют свою беспомощность перед этим фактом усиленной внешней деятельностью.

4. Установка враждебности присуща «разгневанным старикам», которые агрессивны, мнительны, вспыльчивы и имеют обыкновение предъявлять массу претензий к своему окружению – близким, друзьям, социальным институтам, обществу в целом; они нереалистичны в восприятии старости, не могут смириться с неизбежными возрастными издержками, завидуют молодым, бунтуют против смерти и страшатся ее.

5. Установка враждебности, направленная на самого себя характерна, как правило, для лиц с отрицательным жизненным балансом, которые избегают воспоминаний о прошлых неудачах и трудностях; они не восстают против своей старости, а пассивно воспринимают удары судьбы; неудовлетворенная потребность в любви и сочувствии является поводом для депрессии и острой жалости к себе; смерть рассматривается как освобождение от страданий.