logo
UMK_PSIHOLOGIYa_RAZVITIYa_ChYeLOVYeKA

Тема 22. Психосоциальное развитие в возрасте ранней взрослости

Определение понятия «взрослость». Биологическое и физическое развитие во взрослом возрасте. Теории развития взрослого человека.

Ранняя взрослость как социально-историческая категория. Границы возраста. Кризис молодости. Развитие личности в возрасте ранней взрослости. Выстраивание системы жизненных ценностей и смысложизненных ориентаций. Становление индивидуального жизненного стиля.

Особенности развития психических познавательных процессов в период ранней взрослости. Критерии когнитивной зрелости в период ранней взрослости: диалектическое мышление, обязательность и ответственность, гибкость мышления. Особенности развития эмоций в период ранней взрослости. Любовь как фундаментальная человеческая эмоция. Трехкомпонентная теория любви Стернберга. Ревность, ее психологическая харакетристика. Эмоции в родительско-детских взаимоотношениях.

Особенности мотивационной сферы периода ранней взрослости. Мотивационные установки периода ранней взрослости. Мотивация брака. Мотивационная установка одинокого образа жизни. Мотивы выбора профессии. Мотивация профессиональной деятельности.

Возраст ранней зрелости как отправной пункт профессионального развития личности. Предпосылки профессионального развития в младшем школьном и подростковом возрастах. Профессиональная ориентация в юношеском возрасте. Трудовое воспитание в школе. Проблема задатков и способностей. Одаренные дети. Личность и профессиональный выбор. Влияние социальной микросреды. Переход от юношеского возраста к возрасту ранней зрелости как возрастной кризис ("возраст самоопределения"). Получение специальности, первоначальное обучение как предварительный этап профессионального становления личности в первой половине возраста ранней зрелости. Смена специальности, профессиональная неопределенность как переходный этап к окончательному выбору профессии. Отношение к труду, к работе, к профессии в возрасте ранней зрелости. Его возрастная динамика. Развитие профессионализма, проблемы изучения.

Развитие сознания и самосознания в возрасте ранней взрослости. Профессиональная деятельность и ее влияние на развитие сознания и самосознания. Семейная микросреда как фактор становления семейно-ролевого сознания и самосознания. Особенности развития Я-концепции в период ранней взрослости. Я-концепция как средство обеспечения внутренней согласованности. Я-концепция и психологический возраст личности. Феномен «консервации возраста». Гендерные особенности Я-концепции. Развитие личного «Я»: идентичность, близость и генеративность.

Важнейшие сферы активности взрослого человека. Индивидуальный стиль поведения и деятельности. Тип личности и взаимодействие с физическим миром. Социальное поведение: профессиональная деятельность, семейно-брачные отношения, родительские отношения.