logo
UMK_PSIHOLOGIYa_RAZVITIYa_ChYeLOVYeKA

Крутецкий в.А. Психологические особенности младшего школьника

(Основы педагогической психологии / В.А.Крутецкий. М., 1972)

Младший школьный возраст… соответствует годам обу­чения в начальных классах. Дошкольное детство кончи­лось. Ко времени поступления в школу ребенок уже, как правило, и физически, и психологически готов к обучению, подготовлен к новому важному периоду своей жизни, выполнению многообразных требований, которые предъявляет ему школа. Психологическая готовность рассматривается и с субъективной стороны. Ребенок психологически готов к школьному обучению прежде всего объективно, т.е. обладает необходимым для начала обучения уровнем психического развития. Общеизвестна острота и свежесть его восприятия, любознательность, яркость воображения. Внимание его уже относительно длительно и устойчиво, и «отчетливо проявляется в играх, в занятиях рисованием, лепкой, элементарным конструированием. Ребенок приобрел некоторый опыт управления своим вниманием, само­стоятельной его организации. Память его также достаточно развита — легко и прочно запоминает он то, что его особен­но поражает, что непосредственно связано с его интереса­ми. Теперь не только взрослые, но и он сам способен ста­вить перед собой мнемическую задачу. Он уже знает из опыта: для того чтобы хорошо запомнить нечто, надо не­сколько раз повторить это, т.е. эмпирически овладевает некоторыми приемами рационального запоминания и зау­чивания. Относительно хорошо развита у... ребенка на­глядно-образная память, но имеются уже все предпосылки для развития и словесно-логической памяти. Повышается эффективность осмысленного запоминания... Речь ребенка ко времени поступления в школу уже довольно развита. Она в известной степени грамматически правильна, выра­зительна...

Как видим, возможности детей ко времени поступления в школу достаточно велики, чтобы начинать их системати­ческое обучение. Формируются и элементарные личност­ные проявления: дети ко времени поступления в школу уже обладают известной настойчивостью, могут ставить перед собой более отдаленные цели и достигать их (хотя чаще не доводят дела до конца), делают первые попытки оценивать поступки с позиций их общественной значимости, им свойст­венны первые проявления чувства долга и ответственности<…>

Все сказанное касалось объективной психологической готовности ребенка к школьному обучению. Но следует подчеркнуть и другую сторону — субъективную психологическую готовность... желание и стремление учиться в школе, своеобразная готовность, к новым формам взаимоотношений со взрослыми... Разумеется, и здесь очень велики индивидуальные различия<…>

С поступлением ребенка в школу резко изменяется весь его уклад жизни, его социальное положение, положение в коллективе, семье. Основной его деятельностью отныне становится учение, важнейшей общественной обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. А учение – это серьезный труд, требующий известной организованности, дисциплины, немалых волевых усилий со стороны ребенка. Все чаще и больше приходится делать то, что надо, а не то, что хочется. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться развиваться и взрослеть...

<…> С первых дней обучения в школе возникает основное противоречие, которое является движущей силой развития в младшем школьном возрасте. Это противоречие между постоянно растущими требованиями, которые предъявля­ют учебная работа, коллектив к личности ребенка, к его вниманию, памяти, мышлению, и наличным уровнем пси­хического развития, развития качеств личности. Требова­ния все время нарастают, и наличный уровень психическо­го развития непрерывно подтягивается к их уровню.

Многолетние исследования психологов показали, что старые программы и учебники явно недооценивали позна­вательные возможности младших школьников, что нераци­онально растягивать и без того скудный учебный материал на четыре года. Замедленный темп продвижения, бесконеч­ное однообразное повторение вели не только к неоправдан­ной потере времени, но весьма отрицательно сказывались на умственном развитии школьников. Новые программы и учебники, гораздо более содержательные и глубокие, предъявляют значительно большие требования к психиче­скому развитию младшего школьника и активно стимули­руют это развитие...

<…> Учебная деятельность в начальных классах стимули­рует прежде всего развитие психических процессов непос­редственного познания окружающего мира — ощущений и восприятий...

<…> Возможности волевого регулирования внимания, управления им в младшем школьном возрасте ограничены. Помимо этого, произвольное внимание младшего школьника требует короткой, иначе говоря, близкой, мотивации…

Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Начало обучения в школе стимулирует его дальнейшее развитие. Все новое, неожиданное, яркое, интересное привлекает внимание учеников само собой, без всяких усилий с их стороны.

Возрастной особенностью внимания является и его сравнительно небольшая устойчивость (в основном это характеризует учеников 1 и 2 классов). Неустойчивость внимания младших школьников есть следствие возрастной слабости тормозного процесса. Первоклассники, а иногда и второклассники не умеют длительно сосредоточиваться на боте, их внимание легко отвлекается... <…> Память в младшем школьном возрасте развивается под влиянием обучения в двух направлениях — усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным), и ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления (запомина­ние, воспроизведение, припоминание)...

<…> ребенок начинает обучаться в школе, обладая конкретным мышлением. Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явле­ний к познанию их сущности, отражению в мышлении существенных свойств и признаков, что даст возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить пер­вые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребенка постепенно начинают формировать­ся понятия, которые, вслед за Л.С. Выготским, мы называ­ем научными (в отличие от житейских понятий, складыва­ющихся у ребенка на основании его опыта вне целенаправ­ленного обучения).

В младшем школьном возрасте закладывается фунда­мент нравственного поведения, происходит усвоение мо­ральных норм и правил поведения, начинает формировать­ся общественная направленность личности.