logo
UMK_PSIHOLOGIYa_RAZVITIYa_ChYeLOVYeKA

2.1. Теории и модели психического развития

Основой любой научной дисциплины является ее теория. Именно она выполняет основные функции науки, т.е. ее описание, объяснение, прогноз и коррекцию.

В методологии науки принято выделять понятия научного направления, теории и модели. Под научным направлением понимают группу теорий, объединенных общей идеей (не обязательно принадлежащих к одной научной школе).

Теория - есть непротиворечивая, связная простая система правил, порождающая модель объекта на основе его эмпирического образа.

Все теории развития Ю. Н. Карандашев предлагает делить на 2 больших класса: обыденные и научные. Обыденные теории развития не осознаются их авторами, но оказывают большое влияние на мировоззрение человека; нередко они являются популяризацией устаревших теорий развития. Поэтому обыденные теории разви­тия выступают, в лучшем случае, как предтеории.

К теории предъявляются следующие требования:

  1. Высказывания, порождаемые теорией, не должны противоречить друг другу (непротиворечивость).

  2. Высказывания, порождаемые теорией, должны быть взаимосвязаны (связность).

  3. Теория должна обходиться минимальным числом правил, порождающих ее высказывания (простота).

  4. Правила теории, порождающие высказывания, должны носить обобщенный характер (обобщенность).

  5. Теория должна основываться на эмпирическом образе объекта (эмпиричность)

  6. Образ объекта в модели должен соответствовать поведению действительного объекта (достоверность).

  7. Теория должна последовательно и логично объяснять поведение объекта (логичность).

  8. Прогнозы теории должны оправдываться поведением объекта (подтверждаемость).

  9. Рекомендации теории по коррекции и управлению объектом должны подтверждаться его поведением (эффективность).

Модель выполняет по отношению к объекту функции достоверного описа­ния, логичного объяснения, подтверждающегося прогноза и эффективной кор­рекции (управления) его поведения. Чтобы определить соотношение между теорией и моделью используют 2 критерия:

  1. системность (характеристика модели)

  2. эмпиричность (характеристика теории)

В зависимости от сочетания этих критериев получается следующая классификация теорий и моделей:

  1. нет ни системности, ни эмпиричности - обыденные теории развития;

  2. нет системности, но есть эмпиричность - традиционные теории развития;

  3. есть системность, но нет эмпиричности - модели развития;

  4. есть системность, эмпиричность - современные теории развития.

Движение науки в ее развитии идет от традиционных теорий к моделям, а затем - к современным теориям.

Все теории развития используют в качестве отправного пункта систему «субъект—среда». Без определения отношений внутри этой системы не может быть построена ни одна теория. Характер отношений между субъектом и средой, посту­лируемый каждым автором, определяет содержание теории и ее теоретическую принадлежность (научное направление).

По Ю.Н. Карандашеву, можно построить следующие комбинации отношений между субъектом и средой:

  1. отношение исключения субъекта и среды — развитие определяют не-субъект и не-среда;

  2. отношения аддитивности между субъектом и средой — развитие опреде­ляют субъект и/или среда, взятые в разных пропорциях;

  3. отношение исключения среды (субъект и не-среда) — определяющим яв­ляется только субъект;

  4. отношение исключения субъекта (не-субъект и среда) — определяющей является только среда;

  5. отношение мультипликативности между субъектом и средой (субъект и среда) — определяющими являются в полной мере и субъект, и среда. Последнее отношение в зависимости от его содержания дифференцирует­ся на подвиды в направлении все большего освоения среды субъектом:

5.1) субъект подавляется средой; 5.2) субъект изучает среду; 5.3) субъект включается в среду; 5.4) субъект врастает в среду; 5.5) субъект преодоле­вает среду.

Отношения «субъект—среда» реализуются в разнообразных теориях развития, образуя научные направления.

Отношение исключения в научных теориях почти не встречается. Однако оно имеет место в обыденных теориях фатальной предопределенности человеческой судьбы Богом, фатумом, роком и т.п. Условно теории такого типа образуют ниги­листическое (нигилизм — отрицание) направление.

Отношение аддитивности, дополнения, суммирования рассматривает разви­тие по принципу критической массы, согласно которому только определенная сумма вкладов субъекта и среды может обеспечить развитие. При этом не важно, сколько приходится на долю наследственности (субъект), а сколько — на долю среды. Главное — сумма, которая должна превосходить определенную величину. Умеренное соотношение вкладов наследственности и среды мы находим, с одной стороны, в обыденных теориях развития, а с другой — в практических теориях, ориентированных на решение прикладных психологических задач, не нуждаю­щихся в сложных построениях. Теории данной группы условно можно отнести к синкретическому (синкретность – слитность, нерасчлененность) направлению.

Исходя из отношений противопоставленности субъекта и среды, различают два научных направления: эндогенное, где основной движущей силой считается субъект, и экзогенное, где движущей силой считается среда.

Отношение мультипликативности рассматривает развитие как результат взаи­модействия в полной мере и субъекта, и среды. Именно это отношение лежит в основе большинства теорий. В соответствии с отношениями 5.1-5.5 их классифи­цируют по следующим направлениям:

  1. психоаналитическое направление, в теориях которого субъект развивается, подавляясь средой;

  2. когнитивное направление: субъект развивается, познавая среду;

  3. направление социализации: субъект развивается, включаясь в социальную среду и «усваивая» ее, т.е. социализируясь;

  4. социально-экологическое направление: субъект развивается, врастая во все более широкие слои и уровни социальной среды;

  5. направление саморазвития, субъект развивается, осваивая социальную среду, преодолевая ее.

В современной психологии все больше набирает вес системное направление, которое рассматривает систему «субъект—среда» не изнутри, а извне. Системных теорий развития психики пока еще нет, хотя предпосылок к их созданию достаточ­но: теория высшей нервной деятельности И. П. Павлова и его сотрудников; теория функциональных систем П. К. Анохина, теория динамической локализации психи­ческих функций В.М. Бехтерева, А. Р. Лурии, теория Н. А. Бернштейна, культурно-историческая концепция Л. С. Выготского и др.

Чтобы оценить теории развития была предложена схема, содержащая 10 параметров (А.Фламмер):

  1. Образ человека, т.е. каким он выглядит в теориях рассмариваемого направления.

  2. Объем описания, т.е. какие явления и в каком объеме описывает теория.

  3. Охватываемые возрастные периоды.

  4. Направление развития, т.е. куда движется развитие.

  5. Вид описываемых изменений.

  6. Процессы развития.

  7. Движущие силы развития.

  8. Возможности внешнего влияния.

  9. Педагогическая значимость.

  10. Клиническая значимость.