logo
UMK_PSIHOLOGIYa_RAZVITIYa_ChYeLOVYeKA

2. Аннотация курса

Содержание и структура курса включает изложение зарубежных и отечественных теорий, многообразный фактический материал и проблемы, решаемые наукой и практикой в области психологии развития человека.

Изложение материала опирается на несколько основных принципов. Это, прежде всего, принцип историзма, который позволяет нанизать на один стержень все важнейшие проблемы детского развития, возникавшие в разные периоды времени. Анализируется историческое происхождение понятия «детство», прослеживается связь истории детства с историей общества, показываются исторические предпосылки возникновения психологии развития как науки.

Второй принцип, положенный в основу программы, связан с разработкой и введением в науку новых методов исследования психического развития человека. Именно этот принцип позволяет проанализировать исторический путь психологии развития от первых наивных представлений до современного углубленного системного изучения психического развития человека. Биогенетический принцип в психологии, нормативный подход в исследовании психического развития, отождествление развития и научения в бихевиоризме, объяснение развития влияния факторов среды и наследственности в теории конвергенции, психоаналитическое изучение человека, сравнительные исследования нормы и патологии, ортогенетические концепции развития - все эти и многие другие подходы в отдельности и все вместе отражают сущность и иллюстрируют связь концепций психологического развития и методов его исследования.

Третий принцип касается анализа развития основных аспектов человеческой жизни - эмоционально-волевой сферы, поведения и интеллекта. Теория классического психоанализа З. Фрейда развивается в работах М. Клейн и А. Фрейд, а затем переходит в концепцию Э. Эриксона о психосоциальном развитии жизненного пути личности.

Большое место в программе данного курса принадлежит культурно-исторической теории Л.С. Выготского и его школе. Рассмотрены две парадигмы в исследовании психического развития ребенка - естественно-научная и культурно-историческая; представлена периодизация психического развития человека и раскрыто содержание развития человека в каждом психологическом возрасте, закономерности перехода от одного возраста к другому и на основе современных представлений о развитии психики показаны движущие причины этого процесса.