logo
UMK_PSIHOLOGIYa_RAZVITIYa_ChYeLOVYeKA

Структура притязаний на взрослость

притязания на взрослость

внешние внутренние

(способ поведения подростка) (установка подростка)

пассивные активные пассивные активные

Переход от детства к взрослости, от зависимости к независимости, определяется появлением притязаний на взрослость, что часто называют чувством взрослости. Чувство взрослости ощущение себя взрослым человеком центральное новообразование младшего подросткового возраста.

Внешняя взрослость проявляется в стремлении к подражанию жизни взрослых, в усвоении и демонстрации внешних признаков «мужской» или «женской» взрослости. Внутренняя взрослость выражается в росте самосознания, способности анализировать свои поступки и окружающий мир, в стремлении думать и действовать осмысленно (О. И. Пашкевич, 1998).

Л.С.Выготский указал на наличие в этом возрасте 3 точек созревания: 1) органическое, 2) половое, 3) социальное. У современного человека все линии разошлись, сначала половое созревание, затем органическое, потом социальное. К подростковому периоду следует относиться как к историческому образованию, зависящему от социальной ситуации развития.

В соответствии с теорией рекапитуляции Ст.Холл считал, что подростковая стадия в развитии личности соответствует эпохе романтизма в истории человечества. Это промежуточная стадия между детством – эпохой охоты и собирательства - и взрослым состоянием – эпохой развитой цивилизации. По мнению Ст.Холла, этот период воспроизводит эпоху хаоса, когда животные, антропоидные, полуварварские тенденции сталкиваются с требованиями социальной жизни. Это представление о «бунтующем» отрочестве, насыщенном стрессами и конфликтами, в котором доминирует нестабильность, энтузиазм, смятение, и царствует закон контрастов, глубоко вошло в психологию.

Ст.Холл впервые описал амбивалентность и парадоксальность характера подростка, назвав этот период «периодом бури и натиска». Содержание подросткового периода Ст.Холл описывает как кризис самосознания, преодолев который, человек приобретает «чувство индивидуальности».

Немецкий философ и психолог Э.Шпрангер в 1924 г. выпустил книгу «Психология юношеского возраста», которая не потеряла своего значения до сих пор. Шпрангер определяет границы подросткового внутри юношеского возраста: 13 – 19 у девушек, 14 – 21 у юношей. Первая фаза этого возраста, собственно подростковая ограничивается 14-17 годами. Она характеризуется кризисом, содержанием которого является освобождение от детской зависимости. Не всегда можно сказать, что это период «бури и натиска», потому что все зависит от того, по какому типу идет развитие ребенка. Э.Шпрангер выделяет три типа:

  1. бурный скачок, кризисное течение. В результате чего возникает новое «Я»

  2. плавный, медленный рост. Подросток приобщается ко взрослой жизни без изменения своего «Я»

  3. подросток сам создает себя, сознательно и активно преодолевая кризисы. Главное – это развитие рефлексии, осознание своей индивидуальности и открытие своего «Я».

Ш. Бюлер определяет подростковый возраст на основе понятия пубертатности. Пубертатный период – это период созревания, это стадия, в которой человек становится половозрелым, хотя после этого физический рост у человека продолжается еще некоторое время. Фаза пубертатности обнаруживается у человека в особых психических явлениях, которые Ш.Бюлер называет психической пубертатностью, которая появляется еще до физического созревания в качестве его предвестника и продолжается долгое время после него. Явления, сопровождающие созревание, должны сделать человека идущим, неудовлетворенным в своей замкнутости, и его «Я» должно быть раскрыто для встречи с «Ты». Ш. Бюлер осуществила попытку рассмотреть пубертатный возраст в единстве органического созревания и психического развития.

Э.Эриксон считал подростковый возраст самым важным и наиболее трудным периодом в человеческой жизни. Он подчеркивал зависимость протекания подросткового кризиса не только от физиологического созревания, но и от духовной атмосферы общества, в котором человек живет.

Ж.Пиаже считал, что в подростничестве окончательно формируется личность, строится программа жизни (для создания этой программы необходимо развитие формального мышления).

Л.С.Выготский отмечал, что в подростничестве происходит существенное развитиепсихических процессов, а также в качестве новообразований возраста выделял развитие рефлексии и на ее основе самосознания.

Д.Б. Эльконин в качестве центрального новообразования этого возраста выделяет возникновение представления о себе как «не о ребенке»; подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.

Для физического развития характерна активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов, которые вызывают интенсивное физическое и физиологичес­кое развитие. Происходит увеличение роста и веса, что сопро­вождается изменением пропорций тела, появляются вторичные половые признаки. Возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга, что вызыва­ет перепады сосудистого и мышечного тонуса, а это, в свою очередь, быструю смену физического состояния и, соответ­ственно, настроения.

Биологически отрочество относится к предпубертатному и пубертатному периоду (от лат. pubertas, pubertatatis – возмужалость, половая зрелость), хотя не совпадает с ним полностью. Предпубертатный период охватывает возраст от 7 до 11-13 лет (по И.В.Дубровиной).

Термин «пубертат» характеризует первую фазу подросткового периода, когда появляются признаки полового созревания (по Н.Ньюкомб).

Таблица 4.8