logo
UMK_PSIHOLOGIYa_RAZVITIYa_ChYeLOVYeKA

Тема 21. Психосоциальное развитие в подростково-юношеском возрасте

Традиционные взгляды на подростковый возраст. Л.С.Выготский о трех линиях созревания. Органическое, половое и социальное созревание. Отсутствие единения трех линий созревания у современного подростка. Подростковый возраст как историческое образование, зависящее от социальной ситуации развития.

Предпосылки перехода от младшего школьного к подростково-юношескому возрасту. Два подхода в изучении подростково-юношеского возраста. Первый подход – связь перехода с физическим и физиологическим развитием ребенка. Формирование нового образа физического «Я». Влияние темпа полового развития на самосознание. Пубертатность. Второй подход – связь перехода с формированием социальной функции личности. Влияние измененных внутрисемейных отношений в период пубертата на отношение со сверстниками и учителями.

Кризис подросткового возраста. Анализ психологических исследований подросткового возраста: Л.С.Выготского, Т.В.Драгуновой, Л.И.Божович, С.Холла, Э.Шпрангера, Ш.Бюлер, В.Штерна, Э.Эриксона, Ж.Пиаже и др. Основа подросткового кризиса – кризис самосознание. Структура самосознания. Краткая характеристика компонентов самосознания. Влияние самосознания на психическое развитие.

Общепсихологическая характеристика отрочества. Развитие видов деятельности в подростковом возрасте. Общение со взрослыми и сверстниками. Мотивация общения. Развитие познавательной сферы. Формирование элементов теоретического мышления и системы интеллектуальных (профессионально ориентированных) интересов.

Эмоции в подростковом возрасте. «Подростковый комплекс» эмоциональности. Развитие социальных эмоций в подростковом возрасте.

Особенности личности подростка. Интенсивное развитие самосознания как главный фактор развития личности подростка. Формирование самооценки. Подростковый возраст как сензитивный для формирования «личного сознания» как самосознания. Развитие мотивационно-потребностной сферы.

Поведенческие особенности. Развитие взаимодействия с физическим миром. Развитие социального поведения.

Психосоциальное развитие в юношеском возрасте. Отличие юношеского возраста от подросткового. Потеря конкретности частного лица в образце для подражания. Появления представления об идеальной личности. Нравственный идеал. Формирование мировоззрения в юношеском возрасте. Особенности развития личности в юношеском возрасте. Формирование устойчивого самосознания и образа «Я». Осознание себя во времени. Структура Я-концепции.

Особенности профессиональной ориентации в юношеском возрасте. Развитие интеллектуальной сферы в юношестве. Эмоциональное развитие в юношестве. Проблема юношеского кризиса. Социальная активность в юношестве. Юношеский мир и мир взрослых. Любовь, чувство принадлежности и поиски интимности.