logo
UMK_PSIHOLOGIYa_RAZVITIYa_ChYeLOVYeKA

Функционально-стадиальная модель периодизации психического развития по ю. Н. Карандашеву

п/п

Возраст

Стадия

Фаза

Продол-жи-тельность

Ведущая функция

Центральные новообразо-вания

1

Прена-

герминальный

0,5 мес.

сегментация

тальный

эмбриональный

1,5 мес.

спецификация

1-й фетальный

3 мес.

оценивание

2-й фетальный

3 мес.

мотивация

2

Младен-чество

1

8 (пре) – 0,5мес.

отображение

а) сенсорные действия

2

0,5–2 мес.

передвижение

3

3–5 мес.

манипулиро-вание

б) перцептивные действия

4

6–8 мес.

имитирование

3

Раннее

1

0,8–1,2 г.

соотнесение

а) функциональ-

детство

2

1,3–1,8 г.

обозначение

ные действия

3

1,9–2,2 г.

осмысление

б) замещающие

4

2,3–2,8 г.

замещение

действия

4

Дошколь-ный

1

3–4 г.

осознание

а) позиционные ролевые действия

2

4–5 л.

отношение

б) позиционные

Продолжение табл. 3.6

3

5–6 л.

понимание

умственные

4

6–7 л.

рефлексия

действия

5

Младший

1

7–8 л.

обобщение

а) проективные

школьный

2

8–9 л.

систематизация

действия

3

9–10 л.

абстрагирование

б) понятийные

4

10–11/12

схематизация

действия

6

Юноше-ство

1

12–16 л.

автономизация

а) притязания на внешнюю

2

16–20 л.

идеологизация

взрослость б) притязания на внутреннюю взрослость

7

Ранняя социаль-

1

20–24 г.

специализация

а) притязания на овладение

зрелость

2

24–28 л.

профессио-нализация

специальностью б) притязания на овладение профессией

8

Средняя социаль-ная

1

28–30 л.

функциона-лизация

а) притязания на социальной ролью

зрелость

2

32–34 г.

социализация

б) притязания на овладение социальным статусом

9

Поздняя социаль-

1

36–40 л.

самореализация

а) притязания на завершенность

ная зрелость

2

40–44 г.

самоактуали-зация

жизненных планов б) притязания на расширение жизненных планов

Однажды появившаяся функция продолжает развиваться на протяжении всей жизни индивида, видоизменяясь в каждую фазу (или стадию) развития. Последовательный ряд изменений однажды возникшей психической функции называется функциональной линией развития. Возрастной ряд ведущих психических функций представляет собой последовательность ведущих функций, каждая из которых строится на основе предыдущих. Эта последовательность неизменна и постоянна (табл. 3.6, 3.7).

Таблица 3.7