logo
UMK_PSIHOLOGIYa_RAZVITIYa_ChYeLOVYeKA

«Психология развития человека» учебно-методический комплекс Содержание

АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ 4

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 4

1. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ 4

2. АННОТАЦИЯ КУРСА 5

3. ФОРМЫ РАБОТЫ С ЭЛЕКТРОННЫМ УМК 6

ПРОГРАММА КУРСА 7

16

Учебный модуль 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ РАЗВИТИЯ 16

1.1. Предмет и задачи психологии развития 16

1.2. Методология и методы психологии развития 20

1.3. Классические понятия психологии развития 23

1.4. История психологии развития 25

Учебный модуль 2. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ 35

2.1. Теории и модели психического развития 35

2.2. Эндогенное направление в психологии развития 37

2.3. Экзогенное направление в психологии развития 39

2.4. Психоаналитические модели развития 42

2.5. Когнитивные модели развития 46

2.6. Контекстуальные модели развития 53

2.7. Системные модели развития 59

Учебный модуль 3. ПЕРИОДИЗАЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 60

3.1. Возрастные кризисы психического развития 60

3.2. Проблема периодизации развития 67

Учебный модуль 4. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ОНТОГЕНЕЗЕ 81

4.1. Феномен детства 81

4.2. Пренатальный период и рождение 83

4.3. Новорождённость 86

4.6. Период младенчества 90

4.7. Психическое развитие в раннем возрасте 92

4.8. Психическое развитие в дошкольном возрасте 99

4.9. Психическое развитие в младшем школьном возрасте 106

4.10. Психосоциальное развитие в подростково-юношеском возрасте 109

4.11. Психосоциальное развитие в возрасте ранней взрослости 116

4.12. Психосоциальное развитие в возрасте средней взрослости 119

4.13. Психосоциальное развитие в возрасте поздней взрослости и старости 123

126

4.14. Инволютивное развитие личности 126

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ 129

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ: ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ 136

Семинар 1. Психология развития как наука: предмет, задачи, методы 136

Семинар 2. Классические понятия психологии развития 136

Семинар 3. История психологии развития 137

Семинар 4. Теории и модели психического развития. Эндогенные теории развития. Экзогенные теории развития: бихевиоризм 138

Семинар 5. Теории и модели психического развития. Психоаналитические теории развития 139

Семинар 6. Теории и модели психического развития. Когнитивные и контекстуальные теории развития 139

Семинар 7. Возрастные периодизации психического развития 141

Семинар 8. Развитие в пренатальном возрасте 141

Семинар 9. Развитие в младенческом возрасте 142

Семинар 10. Психическое развитие в раннем возрасте 143

Семинар 11. Психическое развитие в дошкольном и младшем школьном возрасте 144

Семинар 12. Психосоциальное развитие в подростково-юношеском возрасте 145

Семинар 13. Психосоциальное развитие в возрасте ранней, средней и поздней зрелости 146

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО КУРСУ 148

Основная литература 148

Дополнительная литература 151

Литература для обязательного углубленного изучения 153

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ ПО КУРСУ 155

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ (ЗАЧЕТУ) 156

ХРЕСТОМАТИЙНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО КУРСУ 158

1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА 158

Ананьев Б.Г. Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности 158

Ананьев Б.Г. О системе возрастной психологии 161

Басов М. Я. Проблема развития человека 166

Запорожец А. В. Условия и движущие причины психического развития ребенка 170

Костюк Г.С. Принцип развития в психологии 172

Мухина В.С. Развитие 173

2. НАУЧНО - ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА 175

Валлон А. Факторы психического развития ребенка 175

Выготский Л.С. Генезис высших психических функций 180

Заззо Р. Психическое развитие ребенка и влияние среды 196

Карандашев Ю.Н. Новые подходы к теории психического развития 201

Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребёнка 208

Рубинштейн С.Л. Развитие и обучение 210

Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории 217

Салмина Н.Г. Концепция Л.С.Выготского и проблема развития символической функции 223

Эльконин Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития 230

3. ПЕРИОДИЗАЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА 237

Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе 237

Выготский Л.С. Проблема возраста 242

Ганзен В.А., Головей Л.А. К системному описанию онтогенеза человека 257

Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития 265

Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития 271

Фельдштейн Д.И. Периодизация психического развития и становления личности 279

Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте 288

4. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ОНТОГЕНЕЗЕ 291

4.1. ДЕТСТВО 291

Выготский Л.С. Динамика и структура личности подростка 291

Драгунова Т.В. «Кризис» объясняли по-разному 293

Крутецкий В.А. Психологические особенности младшего школьника 294

Лейтес Н.С. Возрастные предпосылки умственных способностей 296

Лисина М.А. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни 300

Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка 303

Пиаже Ж. Как дети образуют математические понятия 308

Фельдштейн Д.И. Детство как социально-психологический феномен социума и особое состояние развития 311

Эльконин Д.Б. Игра и психическое развитие 323

Эльконин Д.Б. Основная единица развернутой формы игровой деятельности. социальная природа ролевой игры 332

4.2. ВЗРОСЛОСТЬ 339

Александрова М.Д. Геронтогенез человека 339

Лидерс А. Г. Кризис пожилого возраста: гипотеза о его психологическом содержании 352

Марцинковская Т.Д. Особенности психического развития в позднем возрасте 355

Рыбалко Е.Ф. Динамика основных характеристик человека в различные периоды его зрелости 357

Степанова Е. И. Психология взрослых 363

Фролькис В. В. Старение 366

ПРИЛОЖЕНИЯ 370

1. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА 370

МЛАДЕНЧЕСТВО 370

РАННЕЕ ДЕТСТВО 371

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ 371

ПОДРОСТКОВО-ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ 372

ВЗРОСЛОСТЬ 372

ПОЗДНЯЯ ЗРЕЛОСТЬ И ГЕРОНТОГЕНЕЗ 372

ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ 373

Тестирование по модулю I. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ РАЗВИТИЯ 373

Тестирование по модулю II. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ 376

Тестирование по модулю III. ПЕРИОДИЗАЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 378

Тестирование по модулю IV. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ОНТОГЕНЕЗЕ 380