«Психология развития человека» учебно-методический комплекс Содержание
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ 4
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 4
1. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ 4
2. АННОТАЦИЯ КУРСА 5
3. ФОРМЫ РАБОТЫ С ЭЛЕКТРОННЫМ УМК 6
ПРОГРАММА КУРСА 7
16
Учебный модуль 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ РАЗВИТИЯ 16
1.1. Предмет и задачи психологии развития 16
1.2. Методология и методы психологии развития 20
1.3. Классические понятия психологии развития 23
1.4. История психологии развития 25
Учебный модуль 2. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ 35
2.1. Теории и модели психического развития 35
2.2. Эндогенное направление в психологии развития 37
2.3. Экзогенное направление в психологии развития 39
2.4. Психоаналитические модели развития 42
2.5. Когнитивные модели развития 46
2.6. Контекстуальные модели развития 53
2.7. Системные модели развития 59
Учебный модуль 3. ПЕРИОДИЗАЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 60
3.1. Возрастные кризисы психического развития 60
3.2. Проблема периодизации развития 67
Учебный модуль 4. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ОНТОГЕНЕЗЕ 81
4.1. Феномен детства 81
4.2. Пренатальный период и рождение 83
4.3. Новорождённость 86
4.6. Период младенчества 90
4.7. Психическое развитие в раннем возрасте 92
4.8. Психическое развитие в дошкольном возрасте 99
4.9. Психическое развитие в младшем школьном возрасте 106
4.10. Психосоциальное развитие в подростково-юношеском возрасте 109
4.11. Психосоциальное развитие в возрасте ранней взрослости 116
4.12. Психосоциальное развитие в возрасте средней взрослости 119
4.13. Психосоциальное развитие в возрасте поздней взрослости и старости 123
126
4.14. Инволютивное развитие личности 126
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ 129
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ: ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ 136
Семинар 1. Психология развития как наука: предмет, задачи, методы 136
Семинар 2. Классические понятия психологии развития 136
Семинар 3. История психологии развития 137
Семинар 4. Теории и модели психического развития. Эндогенные теории развития. Экзогенные теории развития: бихевиоризм 138
Семинар 5. Теории и модели психического развития. Психоаналитические теории развития 139
Семинар 6. Теории и модели психического развития. Когнитивные и контекстуальные теории развития 139
Семинар 7. Возрастные периодизации психического развития 141
Семинар 8. Развитие в пренатальном возрасте 141
Семинар 9. Развитие в младенческом возрасте 142
Семинар 10. Психическое развитие в раннем возрасте 143
Семинар 11. Психическое развитие в дошкольном и младшем школьном возрасте 144
Семинар 12. Психосоциальное развитие в подростково-юношеском возрасте 145
Семинар 13. Психосоциальное развитие в возрасте ранней, средней и поздней зрелости 146
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО КУРСУ 148
Основная литература 148
Дополнительная литература 151
Литература для обязательного углубленного изучения 153
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ ПО КУРСУ 155
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ (ЗАЧЕТУ) 156
ХРЕСТОМАТИЙНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО КУРСУ 158
1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА 158
Ананьев Б.Г. Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности 158
Ананьев Б.Г. О системе возрастной психологии 161
Басов М. Я. Проблема развития человека 166
Запорожец А. В. Условия и движущие причины психического развития ребенка 170
Костюк Г.С. Принцип развития в психологии 172
Мухина В.С. Развитие 173
2. НАУЧНО - ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА 175
Валлон А. Факторы психического развития ребенка 175
Выготский Л.С. Генезис высших психических функций 180
Заззо Р. Психическое развитие ребенка и влияние среды 196
Карандашев Ю.Н. Новые подходы к теории психического развития 201
Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребёнка 208
Рубинштейн С.Л. Развитие и обучение 210
Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории 217
Салмина Н.Г. Концепция Л.С.Выготского и проблема развития символической функции 223
Эльконин Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития 230
3. ПЕРИОДИЗАЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА 237
Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе 237
Выготский Л.С. Проблема возраста 242
Ганзен В.А., Головей Л.А. К системному описанию онтогенеза человека 257
Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития 265
Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития 271
Фельдштейн Д.И. Периодизация психического развития и становления личности 279
Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте 288
4. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ОНТОГЕНЕЗЕ 291
4.1. ДЕТСТВО 291
Выготский Л.С. Динамика и структура личности подростка 291
Драгунова Т.В. «Кризис» объясняли по-разному 293
Крутецкий В.А. Психологические особенности младшего школьника 294
Лейтес Н.С. Возрастные предпосылки умственных способностей 296
Лисина М.А. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни 300
Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка 303
Пиаже Ж. Как дети образуют математические понятия 308
Фельдштейн Д.И. Детство как социально-психологический феномен социума и особое состояние развития 311
Эльконин Д.Б. Игра и психическое развитие 323
Эльконин Д.Б. Основная единица развернутой формы игровой деятельности. социальная природа ролевой игры 332
4.2. ВЗРОСЛОСТЬ 339
Александрова М.Д. Геронтогенез человека 339
Лидерс А. Г. Кризис пожилого возраста: гипотеза о его психологическом содержании 352
Марцинковская Т.Д. Особенности психического развития в позднем возрасте 355
Рыбалко Е.Ф. Динамика основных характеристик человека в различные периоды его зрелости 357
Степанова Е. И. Психология взрослых 363
Фролькис В. В. Старение 366
ПРИЛОЖЕНИЯ 370
1. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА 370
МЛАДЕНЧЕСТВО 370
РАННЕЕ ДЕТСТВО 371
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ 371
ПОДРОСТКОВО-ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ 372
ВЗРОСЛОСТЬ 372
ПОЗДНЯЯ ЗРЕЛОСТЬ И ГЕРОНТОГЕНЕЗ 372
ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ 373
Тестирование по модулю I. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ РАЗВИТИЯ 373
Тестирование по модулю II. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ 376
Тестирование по модулю III. ПЕРИОДИЗАЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 378
Тестирование по модулю IV. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ОНТОГЕНЕЗЕ 380
- «Психология развития человека» учебно-методический комплекс Содержание
- Авторский коллектив
- Методические рекомендации
- 1. Место курса в учебном плане
- 2. Аннотация курса
- 3. Формы работы с электронным умк
- Программа курса
- Тема 1. Предмет и задачи психологии развития
- Тема 2. Методология и методы психологии развития
- Тема 3. Классические понятия психологии развития
- Тема 4. История психологии развития
- Учебный модуль 2. Научно-теоретические направления в психологии развития
- Тема 5. Теории и модели психического развития
- Тема 6. Эндогенное направление в психологии развития
- Тема 7. Экзогенное направление в психологии развития
- Тема 8. Психоаналитические модели развития
- Тема 9. Когнитивные модели развития
- Тема 10. Контекстуальные модели развития
- Тема 11. Системные модели развития
- Учебный модуль 3. Периодизации психического развития
- Тема 12. Возрастные кризисы психического развития
- Тема 13. Проблема периодизации развития
- Учебный модуль 4. Психическое развитие в онтогенезе Тема 14. Феномен детства
- Тема 15. Пренатальный период и рождение
- Тема 16. Новорождённость
- Тема 17. Период младенчества
- Тема 18. Психическое развитие в раннем возрасте
- Тема 19. Психическое развитие в дошкольном возрасте
- Тема 20. Психическое развитие в младшем школьном возрасте
- Тема 21. Психосоциальное развитие в подростково-юношеском возрасте
- Тема 22. Психосоциальное развитие в возрасте ранней взрослости
- Тема 23. Психосоциальное развитие в возрасте средней взрослости
- Тема 24. Психосоциальное развитие в возрасте поздней взрослости и старости
- Учебный модуль 1. Введение в психологию развития
- 1.1. Предмет и задачи психологии развития
- 1. Предмет психологии развития
- 2. Научные задачи психологии развития:
- 3. Прикладные задачи психологии развития
- 4 . Связь психологии развития с другими отраслями науки
- 1.2. Методология и методы психологии развития
- 1. Принципы психического развития
- 2. Методы психологии развития
- 1.3. Классические понятия психологии развития
- 1.4. История психологии развития
- Учебный модуль 2. Научно-теоретические направления в психологии развития
- 2.1. Теории и модели психического развития
- 2.2. Эндогенное направление в психологии развития
- 2.3. Экзогенное направление в психологии развития
- 2.4. Психоаналитические модели развития
- Стадии психосоциального развития (по э. Эриксону)
- 2.5. Когнитивные модели развития
- Стадии когнитивного развития по ж. Пиаже
- 2.6. Контекстуальные модели развития
- 2.7. Системные модели развития
- Учебный модуль 3. Периодизации психического развития
- 3.1. Возрастные кризисы психического развития
- «Семизвездье симптомов» периода кризиса трех лет
- 3.2. Проблема периодизации развития
- Периодизация психического развития ребенка по д. Б. Эльконину
- Пять фаз жизненного цикла человека (по ш. Бюлер)
- Модель периодизации развития ю.Н.Карандашева
- Функционально-стадиальная модель периодизации психического развития по ю. Н. Карандашеву
- Возрастной ряд ведущих психических функций в периодизации ю.Н.Карандашева
- Учебный модуль 4. Психическое развитие в онтогенезе
- 4.1. Феномен детства
- 4.2. Пренатальный период и рождение
- 4.3. Новорождённость
- 1.Физическое развитие новорожденного
- Рефлексы новорожденного
- Физические раздражители вызывают у ребенка определенные рефлексы
- 2. Психическое развитие ребенка в период новорожденности
- 4.6. Период младенчества
- 1. Физическое развитие младенца
- 2. Психическое развитие в младенчестве
- Развитие познавательной и эмоциональной сферы младенца
- 4.7. Психическое развитие в раннем возрасте
- 1. Физическое и психическое развитие в раннем возрасте
- 4.8. Психическое развитие в дошкольном возрасте
- Взаимоотношения дошкольников в игре
- Особенности игровой деятельности дошкольников
- 4.9. Психическое развитие в младшем школьном возрасте
- Мотивы учебной деятельности в младшем школьном возрасте
- 4.10. Психосоциальное развитие в подростково-юношеском возрасте
- Структура притязаний на взрослость
- Границы пубертатного периода
- 4.11. Психосоциальное развитие в возрасте ранней взрослости
- Динамика развития во взрослом возрасте
- 4.12. Психосоциальное развитие в возрасте средней взрослости
- 4.13. Психосоциальное развитие в возрасте поздней взрослости и старости
- 4.14. Инволютивное развитие личности
- Стадии приближения смерти (э. Кюблер-Росс, 1969)
- Словарь терминов
- Вопросы для самопроверки: тематика семинарских занятий Семинар 1. Психология развития как наука: предмет, задачи, методы
- Семинар 2. Классические понятия психологии развития
- Семинар 3. История психологии развития
- Семинар 4. Теории и модели психического развития. Эндогенные теории развития. Экзогенные теории развития: бихевиоризм
- Семинар 5. Теории и модели психического развития. Психоаналитические теории развития
- Семинар 6. Теории и модели психического развития. Когнитивные и контекстуальные теории развития
- Семинар 7. Возрастные периодизации психического развития
- Семинар 8. Развитие в пренатальном возрасте
- Семинар 9. Развитие в младенческом возрасте
- Семинар 10. Психическое развитие в раннем возрасте
- Семинар 11. Психическое развитие в дошкольном и младшем школьном возрасте
- Семинар 12. Психосоциальное развитие в подростково-юношеском возрасте
- Семинар 13. Психосоциальное развитие в возрасте ранней, средней и поздней зрелости
- Список литературы по курсу Основная литература
- Дополнительная литература
- Литература для обязательного углубленного изучения
- Примерная тематика рефератов по курсу
- Примерные вопросы к экзамену (зачету)
- Феномен детства
- Психосоциальное развитие в возрасте средней взрослости.
- Хрестоматийный материал по курсу
- 1. Введение в психологию развития человека Ананьев б.Г. Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности
- Ананьев б.Г. О системе возрастной психологии
- Басов м. Я. Проблема развития человека
- Запорожец а. В. Условия и движущие причины психического развития ребенка
- Костюк г.С. Принцип развития в психологии
- Мухина в.С. Развитие
- 2. Научно - теоретические направления в психологии развития человека Валлон а. Факторы психического развития ребенка
- Выготский л.С. Генезис высших психических функций
- Заззо р. Психическое развитие ребенка и влияние среды
- Карандашев ю.Н. Новые подходы к теории психического развития
- Распределение эмпирического материала по возрастам
- Леонтьев а.Н. К теории развития психики ребёнка
- Рубинштейн с.Л. Развитие и обучение
- Рубинштейн с.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории
- Салмина н.Г. Концепция л.С.Выготского и проблема развития символической функции
- Эльконин б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития
- 3. Периодизации психического развития человека Божович л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе
- Выготский л.С. Проблема возраста
- Ганзен в.А., Головей л.А. К системному описанию онтогенеза человека
- Поливанова к.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития
- Слободчиков в.И., Цукерман г.А. Интегральная периодизация общего психического развития
- Фельдштейн д.И. Периодизация психического развития и становления личности
- Эльконин д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте
- 4. Психическое развитие в онтогенезе
- 4.1. Детство Выготский л.С. Динамика и структура личности подростка
- Драгунова т.В. «Кризис» объясняли по-разному
- Крутецкий в.А. Психологические особенности младшего школьника
- Лейтес н.С. Возрастные предпосылки умственных способностей
- Лисина м.А. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни
- Мухина в.С. Игрушка как средство психического развития ребенка
- Пиаже ж. Как дети образуют математические понятия
- Фельдштейн д.И. Детство как социально-психологический феномен социума и особое состояние развития
- Эльконин д.Б. Игра и психическое развитие
- Эльконин д.Б. Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры
- 4.2. Взрослость Александрова м.Д. Геронтогенез человека
- Лидерс а. Г. Кризис пожилого возраста: гипотеза о его психологическом содержании
- Марцинковская т.Д. Особенности психического развития в позднем возрасте
- Рыбалко е.Ф. Динамика основных характеристик человека в различные периоды его зрелости
- Степанова е. И. Психология взрослых
- Фролькис в. В. Старение
- Приложения
- 1. Методы диагностики психического развития человека младенчество
- Раннее детство
- Дошкольный возраст
- Подростково-юношеский возраст
- Взрослость
- Поздняя зрелость и геронтогенез
- Итоговое тестирование Тестирование по модулю I. Введение в психологию развития
- Установите соответствие.
- Установите соответствие.
- Заполните схему самостоятельно.
- Тестирование по модулю II. Научно-теоретические направления в психологии развития
- Установите соответствие.
- Установите соответствие.
- Тестирование по модулю III. Периодизации психического развития
- Установите соответствие.
- Установите соответствие.
- Тестирование по модулю IV. Психическое развитие в онтогенезе
- Установите соответствие.
- Установите соответствие.