logo
UMK_PSIHOLOGIYa_RAZVITIYa_ChYeLOVYeKA

Динамика развития во взрослом возрасте

Периоды

Возраст, годы

ранняя зрелость

средняя зрелость, 1-й период

средняя зрелость, 2-й период

Макропериоды

18-25

26-35

36-46

Микропериоды

18-21,

22-25

26-29,

30-33,

34-35

36-40,

41-46

Спады в уровне развития мышления через 1-2 года сменяются подъемами

До 32 лет постепенный подъем, с двумя спадами в 28 и 31 год. После 32 лет уровень постепенно понижается и удерживается на сниженном уровне в 34-36 лет.

Повышение происходит в 38-39 лет, затем наблюдается снижение до самого низкого уровня.

Социальная ситуация: 1. Осознание себя в ста­тусе, принятие социаль­ной ответственности, прав и обязанностей.

2. Овладение профес­сией и начало профес­сиональной деятель­ности.

3. Поиск и выбор друга и вступление в брак, фор­мирование отцовской и материнской позиции.

4. Воспитание детей.

5. Формирование образа, стиля жизни и круга общения.

Ведущим фактором развития в период ранней зрелости является трудовая деятельность, а главными задачами возраста – профессиональное самоопределение и создание семьи.

Нормативный кризис (около 30 лет) вызван расхождением между идеальной моделью «мечты» образа жизни и реальностью.

Ситуация развития в возрастной период 20-30 лет: поиски себя, создание «мечты» и формирование стабильной структуры жизниосознание себя во взрослом статусе, принятие социальной ответственности, прав и обязанностей; Задачи развития: овладение профессией и начало профессиональной деятельности; поиск и выбор друга и вступление в брак, формирование отцовской и материнской позиции; воспитание детей; формирование образа, стиля жизни и круга общения.

Ситуация развития в период около 30-40 лет – расцвет творческой активности и профессиональной деятельности, сензитивность к социальным оценкам. Задачи развитияличностно-смысловая перестройка жизненных планов и образа жизни; передача опыта другим, наставничество; реализация потребности в достижении; самореализация в профессиональной деятельности, построение карьеры.

Нормативный кризис (около 30 лет) вызван расхождением между идеальной моделью «мечты» образа жизни и реальностью. Кризис 30 лет выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни. Иногда происходит пересмотр собственной личности, приводящий к переоценке ценностей. Это означает, что жизненный замысел оказался неверным, что может привести к перемене профессии, уклада семейной жизни, к пересмотру своих отношений с окружающими людьми. При удачном выборе привязанность к определенной деятельности, определенному укладу жизни, ценностям и ориентациям не ограничивает, а наоборот, развивает его личность. Кризис 30 лет нередко называют кризисом смысла жизни. Решение кризиса зависит от индивидуальных особенностей ситуации (предшествующей, настоящей).

Выбор спутника жизни и создание семьи – одна из сторон социального развития в молодости. В этот период большинство людей заключают первые браки, это обычно возраст наибольшей половой активности, время, когда организм женщины лучше всего приспособлен к рождению первого ребенка. Создание семьи чрезвычайно важно для личностного развития. От того, как складывается семейная жизнь, во многом зависит общее развитие человека – его духовный рост, развитие способностей и т.д. неудачные браки могут затормозить личностный рост человека и его профессиональное продвижение, негативно сказаться на отношениях в дальнейшем к представителям другого пола, на целостном отношении к миру. По мнению И.Ю.Кулагиной, после 30 лет первые браки заключаются довольно редко. Социологические исследования показывают, люди не создавшие семьи до 28-30 лет, в дальнейшем, как правило, этого сделать уже не в состоянии. Они привыкают жить в одиночестве, становятся излишне требовательны к другому человеку, у них появляется ригидность привычек, часто делающих очень трудной совместную жизнь.

Развитие когнитивной сферы в период ранней зрелости. Главная тенденция развития когнитивной сферы в данном возрасте может быть охарактеризована как продолжающееся развитие общих и специальных способностей личности на базе основных видов деятельности: учения, общения и труда. Развитие когнитивной сферы носит неравномерный гетерохронный характер.

Интеллектуальное развитие происходит в тесной связи с формированием личности. При этом не только особенности личности влияют на характер ее интеллектуального развития, но и закономерности развития интеллектуальной сферы влияют на процесс формирования личности, поскольку они обеспечивают выработку собственной мировоззренческой позиции.

На рубеже 20-25 лет отмечается максимальная чувствительность слуха, зрения и двигательных центров (П.П.Лазарев, 1945). Максимального развития ощущения достигают к 25 годам и сохраняются на этом уровне у большинства людей до 40-летнего возраста. С прекращением развития психофизиологических функций на рубеже 25 лет интеллектуальное развитие не прекращается, а длится еще многие годы.

Е.Ф.Рыбалко установила, что объем восприятия достигает своего оптимума к 30 годам и держится на высоком уровне до пожилого возраста. Однако в разные периоды зрелости этот оптимум обеспечивается разными механизмами, что говорит о перестройке в самой психофизиологической системе.

Развитие вербальной кратковременной памяти: наиболее высокие показатели развития приходятся на возраст 18-30 лет и более низкие с тенденцией все большего снижения – на возраст 31-40 лет. Вербальная кратковременная зрительная память на запечатление слогов и слов имеет ту же тенденцию (Я.И.Петров).

Образная память подвергается с возрастом наименьшим изменениям, а вербальное запечатление долговременной памяти отличается большим постоянством в возрасте 18-35 лет и снижением уровня развития в период 36-40 лет. Активная умственная деятельность человека позволяет достичь более высоких показателей развития памяти.

Внимание. Величины уровневых показателей развития объема, переключаемости и избирательности внимания у взрослых нарастают постепенно в пределах возрастам от 18 до 33 лет. После 34 лет происходит снижение показателей уровня развития свойств внимания. Причем наиболее высокие показатели уровня объема, переключаемости и избирательности внимания приходятся на возраст 27-33 года.

Мышление. Если принять, по Фульдсу и Равенну, логическую способность двадцатилетнего человека за эталон, то в 30 лет она будет равна 96% эталона, в 40 лет – 87%, в 50 лет – 80%, в 60 лет – 75% эталона.

Одной из основных характеристик мышления людей в период 20-40 лет является комплексный характер мыслительных операций при высоком уровне интеграции различных видов мышления. Например, результаты теоретического мышления проверяются практикой, под влиянием которой происходит обогащение и теоретического мышления. В то же время практическое мышление, связанное непосредственно с воспринимаемой ситуацией, отталкивается от понятий теоретического мышления и т.д. Практическое мышление имеет самые высокие показатели развития (оптимумы) в возрасте 31-32 и 34-35 лет. Оптимумы в развитии теоретического мышления приходятся на возраст 20, 23, 25, 32 года. Оптимумы в развитии образного мышления обнаружены в возрасте 20, 23, 25, 32, 35 и 39 лет.

Исследования Д.Б. Бромлей: оптимум развития невербального интеллекта приходится на возраст 30-35 лет, а развитие вербального интеллекта осуществляется вплоть до 45 лет и старше. Возможно, что именно этим объясняется тот факт, что именно на рубеже 40-45 лет человек начинает больше внимания уделять философским вопросам.

Развитие когнитивной сферы человека в значительной степени имеет индивидуальный характер: взрослый человек в состоянии самостоятельно контролировать ход своего интеллектуального развития и добиваться высот профессионального мастерства и творчества. На этот процесс оказывают влияние многие факторы, в частности степень одаренности человека, уровень его образованности и род деятельности.

Главные проблемы, требующие своего разрешения в период ранней взрослости, – это достижение идентичности и близость.

Важной стороной жизни в молодости является также установление и развитие дружеских связей. Дружба и любовь выходят на качественно новый уровень. Дружба, в отличие от простых приятельских отношений, предполагает ту или иную духовную близость. Чаще всего друзей объединяет близкий возраст, социальное положение, культурный уровень, ценности и социальные установки. Кроме того, дружба обычно возникает между лицами одного пола. Дружеские отношения складываются в совместной деятельности (в производственных коллективах). Встречаются дружеские отношения молодых людей с людьми старшего возраста. Они складываются, как правило, также в совместной производственной деятельности.

В целом эмоциональная сфера человека в этом возрасте уже сформирована и стабильна.