logo search
Курс лекций Психол

1.1. Мышление в структуре познавательных процессов

Мышление – опосредованное, обобщенное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях.

Мышление является социально обусловленным, неразрывно связанным с речью психическим процессом поисков и открытия существенно нового в ходе анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.

В процессе мышления, используя данные ощущений, восприятий и представлений, человек выходит за пределы чувственного познания, т. е. начинает познавать такие явления внешнего мира, их свойства и отношения, которые непосредственно не даны в восприятиях и потому непосредственно не наблюдаемы (Н.Д. Творогова).

Неразрывная связь мышления с языком обнаруживает социальную сущность человеческого мышления. Историческая преемственность знаний в ходе человеческой истории возможна лишь в случае их фиксации, закрепления, сохранения и передачи от одного человека к другому, от поколения к поколению.

Память в большинстве случаев играет важную роль в поиске новых решений тех или иных проблем. Однако существуют случаи функциональной ригидности, когда долговременная память не помогает найти решение проблемы, а наоборот затрудняет его нахождение: предвзятые идеи (например, о назначении предметов, образе действий и пр.) мешают увидеть по-новому, а не только в свете прошлой информации.