logo
Курс лекций Психол

Глава VI. Психология и терапия семейных

ОТНОШЕНИЙ

ЛЕКЦИЯ 16.

СИСТЕМНАЯ СЕМЕЙНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

И ПСИХОТЕРАПИЯ

1. Семья как система

Концептуальную основу системных представлений о семье составляет кибернетика, точнее, общая теория систем. Один из основоположников общей теории систем Л. фон Берталанфи показал, что понятие системы вытекает из так называемого «организмического взгляда на мир».

Для этого взгляда характерны два положения:

а) целое больше, чем сумма его частей;

б) все части и процессы целого влияют друг на друга и друг друга обусловливают.

Таким образом, семью можно представить как социальную систему, как комплекс элементов и их свойств, находящихся в динамических связях и отношениях друг с другом.

Семья – это «живой организм, напоминающий скорее пламя, чем кристалл» (А.В. Черников, 1998).

Семейная система – это открытая система, она находится в постоянном взаимообмене с окружающей средой.

Семейная система - это самоорганизующаяся система, то есть поведение системы целесообразно, и источник преобразований системы лежит внутри ее самой. Исходя из этого понятно, что люди, составляющие семью, поступают так или иначе под влиянием правил функционирования данной семейной системы, а не под влиянием своих потребностей и мотивов. Система первична по отношению к входящему в нее элементу.

Для врача (семейного) объектом его терапевтического воздействия должна являться вся семейная система целиком, а не отдельный человек, элемент этой системы.

Семейная система имеет свои законы функционирования. Жизнь семейной системы подчиняется двум законам:

1) закону гомеостаза:

2) закону развития.

Закон гомеостаза гласит: всякая система стремится к постоянству, к стабильности. Для семьи это означает, что она в каждый данный момент времени своего существования стремится сохранить status quo.

Нарушение этого статуса всегда болезненно для всех членов семьи, несмотря на то, что события могут быть и радостными, и долгожданными, например, рождение ребенка, распад мучительного брака и т. п. Закон постоянства обладает огромной силой.

Как показали исследования Джея Хейли (Haley, 1980), благодаря стремлению не допустить ухода повзрослевшего ребенка из семьи и тем самым сохранить семейную структуру родители способны терпеть любое психопатологическое поведение подростка к полному изумлению всех посторонних.

Одновременно действует закон развития: всякая семейная система стремится пройти полный жизненный цикл.