logo
Курс лекций Психол

2.2. Виды памяти

В основе выделения видов памяти лежат определенные критерии.

1. Характер преобладающей психической активности.

Двигательная память – запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем.

Эмоциональная память – память на чувства.

Образная память – память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы.

Словесно-логическая память – память на мысли.

2. Наличие цели запомнить.

Непроизвольная память – запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить.

Произвольная память – целенаправленное запоминание и воспроизведение, выступающие как специальные мнемические действия.

3. Продолжительность закрепления и сохранения материала.

Оперативная (сенсорная) память осуществляется на уровне рецепторов. Сперлинг (1960) показал, что следы в ней сохраняются примерно 1/4 секунды, пока ретикулярная формация решает вопрос, привлечь ли к поступившим сигналам внимание высших отделов мозга или нет.

Кратковременная память характеризуется не только длительностью (примерно 20 секунд), но и емкостью, т.е. способностью одновременно сохранять определенное число разнородных элементов (это число примерно равно семи). Если необходимо в течение короткого времени сохранить информацию, включающую более семи элементов, мозг почти бессознательно группирует их. В кратковременной памяти находится информация, привлекшая внимание мозга. При этом решается вопрос, достаточно ли эта информация важна, чтобы ее передать на долговременное хранение.

Долговременная память похожа на архив: в ней информация, выбранная из кратковременной памяти, подразделяется на множество рубрик и хранится длительное время. Емкость и длительность долговременной памяти в принципе безграничны.

4. Степень использования средств запоминания

Непосредственная память – запоминание без использования специальных средств, но при наличии установки на запоминание.

Опосредованная память – запоминание со специальными мнемотехническими средствами и наличием цели запомнить.

Критерии, принятые за основание деления памяти на виды, связаны с различными сторонами человеческой деятельности, в то же время разные виды памяти выступают в контексте деятельности в органическом единстве.