logo
Курс лекций Психол

Позже п. Бард показал, что с эмоциями из всех мозговых структур связан не сам таламус, а гипоталамус и центральная часть лимбической системы.

4. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. В основе теории лежит понятие «диссонанса» – отрицательного эмоционального состояния, возникающего в ситуации, когда субъект располагает двумя психологически противоречивыми «знаниями» об одном объекте. Положительные эмоции человек испытывает, когда реальные результаты деятельности согласуются с намеченными или ожидаемыми.

Состояние диссонанса субъективно переживается как дискомфорт, от которого стремятся избавиться.

Для этого у человека есть два выхода; изменить свои ожидания так, чтобы они соответствовали реальности, или попытаться получить новые сведения, которые бы согласовались с прежними ожиданиями.

Таким образом, возникающие эмоциональные состояния рассматриваются как основная причина соответствующих действий и поступков.

5. Когнитивно-физиологическая теория С. Шехтера. Согласно этой теории на возникающее эмоциональное состояние оказывает воздействие:

а) воспринимаемые стимулы,

б) телесные изменения, вызванные этими стимулами,

в) прошлый опыт,

г) оценка человеком наличной ситуации с точки зрения актуальных для него интересов и потребностей.

Характер и интенсивность эмоциональных переживаний человека зависят от того, как эту же ситуацию переживают другие, находящиеся рядом.

6. Информационная теория П.В. Симонова. По этой теории эмоциональные состояния определяются качеством и интенсивностью актуальной потребности индивида и оценкой, которую он дает вероятности ее удовлетворения.

Оценку этой вероятности человек производит на основе врожденного и ранее приобретенного индивидуального опыта, непроизвольно сопоставляя информацию о средствах времени, ресурсах, предположительно необходимых для удовлетворения потребности, с информацией, поступившей в данный момент.

Так, например, эмоция страха развивается при недостатке сведений, необходимых для защиты. Этот подход реализован в формуле:

Э = – П (Ин – Иc)

Где Э – эмоция, ее сила и качество; П – величина и специфика актуальной потребности; Ин – информация, необходимая для удовлетворения существующей потребности; Ис – информация существующая, т.е. те сведения, которыми человек располагает в данный момент.

Следствия, вытекающие из формулы таковы: если у человека нет потребности (П = 0), то и эмоции он не испытывает (Э = 0); эмоции не возникает и в том случае, когда человек, испытывающий потребности, обладает полной возможностью для ее реализации.

Если субъективная вероятность удовлетворения потребности велика, проявляются положительные чувства. Отрицательные эмоции возникают, если субъект отрицательно оценивает возможность удовлетворения потребности.

Таким образом, сознавая или не сознавая, человек постоянно сравнивает информацию о том, что требуется для удовлетворения потребности, с тем, чем он располагает, и в зависимости от их соотношения испытывает различные эмоции.

7. Активационная теория Линдсея—Хебба. Согласно этой теории эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга. Эмоции возникают вследствие нарушения и восстановления равновесия в соответствующих структурах центральной нервной системы. Активационная теория базируется на следующих основных положениях:

1) электроэнцефалографическая картина работы мозга, возникающая при эмоциях, является выражением так называемого «комплекса активации», связанного с деятельностью ретикулярной формации;

2) работа ретикулярной формации определяет многие динамические параметры эмоциональных состояний: их силу, продолжительность, изменчивость и ряд других.

Д.О. Хеббу удалось экспериментальным путем получить кривую, выражающую зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его практической деятельности.

Между эмоциональным возбуждением и эффективностью деятельности человека существует криволинейная, «колоколообразная» зависимость. Для достижения наивысшего результата в деятельности нежелательны как слишком слабые, так и очень сильные эмоциональные возбуждения. Для каждого человека (а в целом и для всех людей) имеется оптимум эмоциональной возбудимости, обеспечивающий максимум эффективности в работе.

Оптимальный уровень эмоционального возбуждения, в свою очередь, зависит от многих факторов: от особенностей выполняемой деятельности, от условий, в которых она протекает, от индивидуальности включенного в нее человека и от многого другого. Слишком слабая эмоциональная возбужденность не обеспечивает должной мотивации деятельности, а слишком сильная разрушает ее, дезорганизует и делает практически неуправляемой.