logo
Курс лекций Психол

3.1. Сенсологический этап

При рассмотрении психологического аспекта заболевания и формирования личностных реакций на болезнь необходимо, прежде всего, выделить сенсологический этап (от лат. sensus – чувство).

На этом этапе возникают неясные неприятные ощущения различной степени выраженности с неопределенной локализацией. Являясь ранними симптомами угрозы заболевания, они вызывают состояние, обозначаемое как дискомфорт.

Кроме неопределенных диффузных субъективных ощущений дискомфорта, возможен локальный дискомфорт, например, в области сердца, желудке, печени и т.д. Дискомфорт – ранний психологический признак морфофункциональных изменений. Он может перерасти в болевые ощущения.

Боль может иметь положительное и отрицательное значение. В положительном смысле боль рассматривается как важный и действенный сигнал опасности для организма (хирурги при «остром животе» не снимают боль до окончания обследования).

Негативный аспект боли заключается в следующем: 1) отсутствие сигнальной функции в ряде случаев затрудняет диагностику (прогрессирующий туберкулез легких); 2) несоответствие силы боли характеру заболевания (зубная боль); 3) возможно условнорефлекторное снижение болевой чувствительности:

– солдаты США менее болезненно переносили тяжелые ранения во время второй мировой войны, так как знали, что их эвакуируют с фронта;

– из двух участников драки лучше переносит боль победитель;

– положительно воспринимает боль мазохист, так как она является формой сексуального наслаждения;

– благодаря тренировке боксер легче воспринимает боль.

Таким образом, боль, являясь информацией о нарушении деятельности органов и систем, подвергаясь переработке в сознании, может лечь в основу оценки больным своего психосоматического страдания.

Боль может оцениваться не только как симптом заболевания, но и как угроза для жизнедеятельности (изменения положения в семье, в профессиональной деятельности и т.д.).

Можно выделить 3 уровня проявления боли:

1) уровень физиологических чувств (расширение зрачков, побледнение лица, холодный пот, тахикардия, повышение артериального давления);

2) эмоционально-мотивационный уровень (страх, желания, стремления);

3) когнитивный уровень (рациональное, рассудочное отношение к боли и оценка ее роли в свое жизни).

Кроме дискомфорта, болевых ощущений на первом этапе возможно также возникновение дефицитарных нарушений в биосоциальной адаптации (снижение творческой активности, ослабление побудительных мотивов к деятельности и т.д.). Возникает ощущение стесненной свободы, ограничения своих прежних возможностей, чувство собственной неполноценности.

Таким образом, сенсологическаий этап включает в себя следующие компоненты: 1) дискомфортный компонент (ощущение дискомфорта); 2) алгический компонент (переживание боли); 3) дефицитарный компонент (переживания чувств собственной неполноценности, ограничение своих возможностей).