logo
Курс лекций Психол

2. Общая характеристика современных психологических школ

Развитие социальной и экономической сферы в XX веке и появление целого ряда новых областей человеческой дея­тельности породили новые задачи как в научной, так и в технической области. Кроме того, под влиянием новых то­чек зрения, возникающих в психиатрии, и открытий в фи­зиологии нервной системы зарождающаяся наука психоло­гия стала искать новые направления исследований.

Новые психологические концепции, нередко проти­воречащие друг другу, большей частью опирались на те представления о человеке, которых придерживался основа­тель того или иного направления.

Одни видели в человеке существо-объект, вылепленное средой или детерминированное либо своими инстинктами, либо условиями и впечатле­ниями детства.

Для других это было существо-субъект, кото­рое способно, осознав свои возможности, в любой момент изменить предначертанную ему судьбу.

Третьи рассматрива­ли его как общественное существо, поведение которого во всех случаях окажется плодом его взаимодействий с партне­рами или с группой, к которой он принадлежит.

Одни при­давали главное значение развитию поведения, другие – перцептивным процессам, третьи – деятельности.

Чтобы лучше понять пути развития психологии к началу XXI века, полезно будет сделать краткий обзор вклада, вне­сенного каждым из этих основных ее направлений.