logo
Курс лекций Психол

5. Основные особенности онтогенеза психики человека

Онтогенез как процесс индивидуального развития человека содержит в себе ряд закономерностей.

1. В развитии живых существ наблюдается следующая закономерность: чем выше место, которое данный живой организм занимает на шкале филогенетического развития, тем сложнее его нервная система, но тем больше времени ему требуется для достижения полной психологической и поведенческой зрелости.

Человеческий индивид рождается на свет наименее приспособленным к самостоятельной жизни из всех живущих на Земле существ, однако это компенсируется чрезвычайной пластичностью его мозга, способностью к прижизненному формированию функциональных систем.

Если у животных видовой опыт зафиксирован преимущественно в генетических программах, которые автоматически развертываются по мере индивидуального развития, то у человека большая часть видового опыта фиксирована не в генетической, а во внешней форме – в виде культурно-исторического опыта, который усваивается ребенком в процессе взаимодействия со взрослыми.

2. Психическое развитие ребенка зависит от совместного влияния двух факторов: а) биологического созревания организма; б) взаимодействия со средой.

Для каждого психологического свойства индивида есть свой оптимальный период формирования, когда влияние среды максимально эффективно. Он носит название сензитивного периода для данного свойства. Так, например, сензитивный период оптимального становления речи охватывает возраст от 1 года до 3-х лет.

3. Психическое развитие человека идет одновременно по нескольким линиям: познавательное (интеллектуальное) развитие; социальное развитие; личностное развитие; морально-нравственное развитие.

Развитие разных сфер психики происходит неравномерно: по каким-то линиям развитие может идти интенсивнее, по другим медленнее.

Неравномерность психического развития приводит к возникновению кризисов развития. В качестве примера можно привести кризис одного года, кризис трех лет или кризис подросткового возраста, которые возникают как результат несоответствия в развитии интеллектуальной и потребностно-мотивационной сфер.

Положительное значение таких кризисов заключается в том, что они стимулируют развитие «отстающих» сфер, являясь, таким образом, движущей силой саморазвития личности в целом.