logo
Курс лекций Психол

2.5. Забывание и сохранение

Забывание не бывает абсолютным. Психологически оно означает лишь трудность перевода определенного содержания психики в поле осознаваемого. В принципе забывание – явление целесообразное.

Забывание как процесс начинается с отвлечения внимания от объекта.

Забывание зависит от времени. Эббингауз установил следующее:

– забывание особенно интенсивно протекает сразу после заучивания, а затем замедляется;

– темп забывания зависит и от содержания материала, его осознанности (чем более осознан материал, тем медленнее он забывается);

– даже относительно осмысленный материал забывается сначала быстрее, а затем медленнее;

– забывание имеет избирательный характер, сохранение материала определяется степенью его участия в деятельности личности;

– забывание зависит от объема запоминаемого материала, процент сохранения заученного материала после определенного отрезка времени находится в обратно пропорциональном отношении к объему этого материала;

– cохранение материала зависит от того, какое место он занимает в общем ряду информации (как правило, первые и последние элементы ряда удерживаются лучше, чем средние – фактором края);

– бессмысленный материал забывается значительно быстрее, чем связанный по смыслу;

– забывание в значительной степени зависит от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящей после него.

На воспоминание материала влияют связанные с ним эмоции. О ситуациях, оставивших в памяти яркий эмоциональный след думают больше, чем об эмоционально нейтральных событиях. Положительные эмоции, как правило, способствуют припоминанию, а отрицательные препятствуют.

Если в момент запоминания материала человек находился в приподнятом или подавленном настроении, то искусственное восстановление у него соответствующих эмоциональных состояний при припоминании улучшает память.

Резкие, странные, необычные впечатление запоминаются лучше, чем привычные.