logo
Курс лекций Психол

5.2. Трудности, возникающие в процессе общения

Причины трудностей, а также сами трудности, возникающие в обще­нии, весьма различны. Для удобства выделим следующие три основные группы проблем общения, обозначенные по аналогии с тремя уровнями ус­тановки, известными в социальной психологии:

– устновки, деструктивно влияющие на процесс общения;

– эмоциональные переживания, затрудняющие процесс общения;

– поведение, осложняющее процесс общения с другими людьми.

1. Установки, затрудняющие процесс общения. Социальные установки, лежащие в основе трудностей общения, обычно содержат в себе неадекват­ные, идеализированные представления о межличностных отношениях в це­лом, и особенно с представителями противоположного пола. Среди упомя­нутых представлений можно выделить такие, как:

– абсолютизированные идеи социальной справедливости;

– представления о собственном превосходстве;

– завышенные требования к окружающим;

– отсутствие критических требований к самому себе;

– стереотипные представления о лицах противоположного пола.

2. Эмоциональные переживания, осложняющие процесс общения. Раз­личные эмоциональные состояния, которые затрудняют общение, связаны с личностными особенностями. Область переживаний и чувств, испытываемых людьми при общении, велика, но, обобщив возможные варианты, можно свес­ти все разнообразие к следующему набору:

– ощущение себя хуже других;

– переживание своей ущербности по сравнению с окружающими;

– страх оценки или неуспеха;

– чрезмерные требования клиента к себе и к окружающим;

– завышенный уровень притязаний и т.п.

3. Поведение, затрудняющее общение с другими людьми. Обобщив эти трудности, их можно представить на примерах схем межличностного конфликта, предложенных К. Хорни:

1) чрезмерная направленность на других – гиперактивность в приобретении контактов, что чаще всего воспринимается окружающими как нескромность или навязчивость, чрезмерная демонстративность (много суетит­ся, говорит, звонит);

2) чрезмерная направленность против других – подозрительность, критичность, агрессивность, стремление обвинить, найти правду, навести порядок;

3) чрезмерная пассивность, часто приобретающая форму аутизации, когда человек боится сделать что-то, чтобы не быть осужденным, посто­янно анализирует себя и собственные поступки, не стремится устанавли­вать и поддерживать с другими людьми какие-либо контакты.

Общение как специфический вид человеческий активности является одним из ведущих факторов развития личности. В связи с этим важную роль приобретает оптимизация общения.