logo
Курс лекций Психол

2.6. Память и личность

Память человека связана с его личностью. Патологические изменения личности почти всегда сопровождаются нарушениями памяти.

Память человека теряется и восстанавливается по одному и тому же закону:

1) при потерях памяти в первую очередь страдают наиболее сложные и недавно полученные впечатления;

2) при восстановлении памяти дело обстоит наоборот, т. е. сначала восстанавливаются наиболее простые и старые вспоминания, а затем наиболее сложные и недавние.

3. Фрейд писал, что во всех случаях забывания в основе лежит мотив нежелания помнить, исходящий от чего-то вытесненного. Например, человек непроизвольно теряет, закладывает куда-либо вещи, связанные с тем, что он хочет забыть.

Человек непроизвольно удерживает в памяти и в первую очередь воспроизводит то, что наиболее отвечает актуальным, действующим в данный момент и не вполне удовлетворенным его потребностям.

На забывание влияет ряд факторов.

1. Возраст (пожилые люди склонны забывать о недавних событиях, т. к. им трудно организовать события, которые надо запомнить. Пожилым требуется время, чтобы освоить новое).

2. Неиспользование информации и ее характер. Лучшим залогом к сохранению в памяти являются повторение, интерес и увлеченность материалом. Однако этой закономерности не подчиняются двигательные навыки – они имеют тенденцию к длительному сохранению. Это же касается и большинства знаний, полученных в раннем возрасте.

3. Интерференция может быть связана с событиями, происшедшими до запоминания (проактивная интерференция). Ретроактивная интерференция: последующая деятельность может ухудшить сформированное перед этим умение. Если старое и новое умения очень сходны или очень различны, то ретроактивная интерференция выражена слабо. Интерференция всегда выражена сильнее при вспоминании, чем при узнавании.

4. Подавление, или активное забывание – это торможение следов памяти на уровне сознания и вытеснение их в подсознание, где они удерживаются ценой значительных затрат энергии. Мотивированное забывание – так субъект пытается уйти от неприятных сторон той или иной ситуации.

Забывание не сводится только к количественному уменьшению объема ранее воспринятого материала. Материал в процессе сохранения подвергается определенным качественным изменениям и разные части его поэтому забываются неодинаково. Сохраняющийся в памяти материал приобретает все более обобщенный характер.

Некоторые ученые считают, что память – это весьма ненадежное хранилище данных, содержимое которого может меняться под влиянием новой информации, слова. В ситуациях, когда нужно узнать человека по фотографии его лица, только треть людей делает это правильно, еще одна треть его вовсе не узнает, а остальные уверенно дают ошибочный ответ (Zeippeetal, 1978).

Главным средством борьбы с забыванием является использование материала, хранящегося в памяти, в дальнейшей деятельности.