logo
Курс лекций Психол

1.1. Понятия об эмоциях

К эмоциональным, в широком смысле, процессам принято относить аффекты, собственно эмоции, чувства и другие формы этих процессов.

Эмоции это особый класс психических состояний, отражающих отношение человека к миру, к другим людям, самому себе и к результатам собственной деятельности.

При узком понимании эмоций они рассматриваются как реакция на такие специфические условия как:

- успех,

– невозможность адекватного поведения,

– конфликтность ситуации,

– непредвиденное развитие событий.

Эмоции в узком понимании имеют отчетливо выраженный ситуативный характер.

Можно констатировать двойную обусловленность эмоций: с одной стороны они обусловлены потребностями (мотивацией), личностными особенностями, а с другой – особенностями воздействий (ситуацией).

Эмоции проявляются:

а) во внутренних переживаниях,

б) в поведении,

в) на физиологическом уровне.

Проблема описания эмоций заключается в том, что ни один из трех критериев (субъективный, поведенческий, физиологический) не является абсолютно надежным.

Человек далеко не всегда способен дать ясный отчет о переживаемых им эмоциях, четко отдифференцировать и назвать свои эмоциональные состояния.

Что касается поведенческого критерия, то как правило, мы можем достаточно точно определить эмоциональное состояние человека на основе наблюдений за его мимикой, жестами, позой, паравербальными компонентами речи и т. д. Но, как показали эксперименты, точное определение эмоций другого человека опирается не только на эти наблюдения, но и на знание ситуации, в которой он находится, и причин эмоциональной реакции. Без этого знания очень вероятны ошибки в интерпретации поведенческих проявлений эмоций.

Физиологические изменения тесно связаны с эмоциональными переживаниями. Прибор, называемый детектор лжи или полиграф, фиксирует такие физиологические аспекты эмоций как, изменение кровяного давления, частоты пульса, кожно-гальваническую реакции и т. д. (всего 10-15 показателей).

К сожалению, на основании этих данных можно сделать надежный вывод лишь о наличии эмоциональной реакции и о ее силе, но нельзя четко определить ее качественные характеристики,