logo
Курс лекций Психол

2.4. Развитие рефлексивного сознания Юность – это период, когда молодой человек ценит свои рефлексивные упражнения, содержанием которых является он сам, его друг, его девушка, все человечество.

1. Юноша продолжает открывать через постоянные рефлексии свою ус­кользающую сущность. Он остается легкоранимым – ироничный взгляд, мет­кое слово другого человека могут разом обезоружить молодого человека и сбить с него так часто демонстрируемый апломб.

2. Развитая рефлексия дает возможность для тонкого вчуствования в собственные переживания, побуждения, взаимодействующие мотивы и еди­новременно – холодного анализа и соотнесения интимного с нормативным.

3. Рефлексии выводят молодого человека за пределы его внутреннего мира и позволяют понять позицию в этом мире. Именно в этом возрасте человек либо обращается к нравственному цинизму, становясь «нравствен­ным пылесосом», либо начинает сознательно стремиться к духовному рос­ту, к построению жизни на основе понятия традиционных и новых нравс­твенных ориентаций.

Развитие рефлексии в юности определяется дальнейшим развитием механизма идентификации-обо­собления.

Юность сензитивна, тонка в своих проявлениях к другим людям, в своем переживании впечатлений от созерцания природы и идентификации с ней, в своем отношении и понима­нии искусства.

В юности обостряется потребность к обособлению, стремле­ние оградить свой уникальный мир от вторжения сторонних и близких лю­дей для того, чтобы через рефлексии укрепить чувство личности, чтобы сохранить свою индивидуальность, реализовать свои притязания на приз­нание.

Идентификация-обособление в юности имеет свою специфику: юноша одновременно «горячее» и «холоднее», чем человек в других возрастных периодах. Это проявляется в непосредственном общении с другими людьми, с животными, с природой. Это пора возможной безоглядной влюбленности и возможной неудержимой ненависти. Любовь – всегда идентификация в выс­шей степени. Hенависть – всегда отчуждение в крайней степени.

В юности процесс формирования личности продолжается и дальше. Однако многое из того, что человек как личность приобретает еще в школьные годы, остается с ним на всю жизнь и в значительной степени определяет его судьбу.

3. Отношения с людьми в юности

В юности продолжается раздельное, относительно независимое развитие взаимоотношений юношей (девушек) со сверстниками и взрослыми. Взаимоотношения со сверстниками, в свою очередь, разделяются на товарищеские и дружеские, а отношения со взрослыми – на личные и деловые.

В целом вся система взаимоотношений в юности становится сложнее, чем она была в подростковом возрасте, и в ней молодые люди начинают играть множество различных социальных ролей.

Всевозможные отношения, в которые включаются юноши и девушки, теряют непосредственный характер и своеобразные детские черты превращаются в такие, которые внешне и внутренне похожи на отношения, существующие между взрослыми людьми. Их основой становятся взаимное уважение и равноправие.

Межличностное общение в юности занимает еще больше времени, чем в подростковом возрасте, причем большая часть времени, затрачиваемого на него, приходится на общение со сверстниками. Признанием и уважением у юношей и девушек пользуются такие сверстники, которые являются их близкими друзьями. С остальными же поддерживаются только товарищеские или приятельские отношения.

Особенной популярностью среди молодых людей пользуются те из товарищей, которые сами по-доброму и внимательно относятся к людям. Такие сверстники отзывчивы, сдержанны, жизнерадостны, добродушны, уступчивы, обладают хорошим чувством юмора. Они всегда держатся естественно, уверенно, энергичны, активны, являются лидерами, помогают своим друзьям в разных делах и в разрешении личных проблем.

Напротив, скованные, неуверенные в себе, нервозные, замкнутые юноши и девушки вызывают у сверстников отрицательное к себе отношение и нередко оказываются социально-психологически изолированными. Не пользуются уважением и те, чье внимание и интересы направлены исключительно на себя, кто груб, бестактен и равнодушен к другим людям.

Психологи определили, что взаимоотношения со сверстниками в юности связаны с будущим психологическим благополучием человека. Среди молодых людей, которые в школьные годы были в разладе со своими сверстниками, наблюдается более высокий процент людей с тяжелым характером, жизненными проблемами и даже правонарушителей. Разлад взаимоотношений со сверстниками нередко приводит к различным формам эмоциональной и социальной изоляции.

В возникновении потребности в юношеской дружбе, в стремлении к установлению близких взаимоотношений с людьми в этом возрасте наблюдаются определенные различия между юношами и девушками.

У девушек потребность в дружеских отношениях возникает на 1,5-2 года раньше, чем у юношей, и особенно заметные межполовые различия наблюдаются в начале юношеского возраста в стремлении дружить с человеком противоположного пола. Девушки, как правило, более эмоциональны, придают гораздо большее значение межличностным взаимоотношениям в одном и том же возрасте, чем юноши.

В юношеском возрасте наряду с дружбой у многих молодых людей возникает еще более глубокое чувство – любовь. Возникновение чувства любви связано с несколькими обстоятельствами.

Во-первых, это половое созревание, которое завершается в ранней юности.

Во-вторых, это желание иметь очень близкого друга, с которым можно было бы говорить на самые сокровенные, волнующие темы.

В-третьих, это естественная человеческая потребность в сильной персональной эмоциональной привязанности, которой особенно не хватает тогда, когда человек начинает испытывать чувство одиночества. Установлено, что такое чувство в обостренной форме впервые появляется именно в юности.

Дружба и любовь в этом возрасте чаще всего неотделимы друг от друга и сосуществуют в межличностных отношениях. Дружба может перейти в любовь, а на месте товарищеских и дружеских отношений могут возникнуть ухаживания.

Юноши и девушки сами активно ищут межличностное общение, интимных контактов друг с другом, они уже не в состоянии долгое время находиться в одиночестве. Иногда молодые люди бывают настолько озабочены и поглощены всем тем, что непосредственно связано с влюбленностью, что забывают обо всем остальном.

В этот период времени обычно меняются отношения юношей и девушек со взрослыми, они становятся более ровными, менее конфликтными, чем были в подростковом возрасте. В ответ на требования взрослых, касающиеся их внешнего вида, работы по дому, учебы, влюбленные юноши и девушки нередко демонстрируют значительную покладистость.

В эти годы большинство юношей и девушек проникаются сознанием того, что взрослые желают им добра. Они начинают больше прислушиваться к советам родителей и учителей, с большим доверием и открытостью относятся к ним.

В юношеском возрасте возникает и в течение длительного периода жизни сохраняется идеал влюбленного, включающий человека определенной внешности, обладающего набором конкретных личностных достоинств. Такой идеалопределяет межличностные симпатии и предпочтения, по крайней мере, в течение нескольких лет после появления первой влюбленности.

Идеальный образ любимого человека у молодых людей иногда является нереальным в том смысле слова, что в действительности никто из окружающих людей не может ему соответствовать. Нередко это приводит к тому, что, не обнаружив вокруг себя объекта, который бы соответствовал идеалу, юноша или девушка испытывает глубокое разочарование, и у них возникает чувство одиночества.