logo
Курс лекций Психол

2.1. Системообразующие признаки личности

В психологии при характеристике личности используются три вида описаний: теории черт, теории типов и теории инстанций личности.

1. Теории черт. Для описания личности используются обобщенные характеристики поведения человека – черты. Наличие совокупности различных черт предполагается у всех людей. Люди, согласно теориям указанного типа, различаются лишь степенью выраженности разных черт.

Черты личности – это обобщенные ее характеристики, представляющие собой ряд взаимосвязанных психологических признаков.

Ключевыми системообразующими признаками (чертами) личности выступают: эмоциональность, активность, саморегуляция, побуждения, устойчивость, особенности атрибутирования, внутренние преграды.

Эмоциональность – это совокупность качеств личности, определяющих динамику возникновения, протекания и прекращения эмоциональных состояний; чувствительность к эмоциогенным ситуациям.

Люди с высокими оценками по этому фактору обладают богатством и яркостью эмоциональных проявлений, естественностью и непринужденностью поведения, чутким и внимательным отношением к окружающим, добротой и мягкосердечием. Они легко уживаются в коллективе, активны в установлении контактов;

Активность – характеристика личности, определяющая интенсивность, продолжительность, частоту и разнообразие выполняемых действий или деятельностей какого-либо рода.

Саморегуляция – это системная характеристика, отражающая способность личности к устойчивому функционированию в различных условиях жизнедеятельности. Значение этой характеристики проявляется в намеренной регуляции личностью параметров функционирования (состояния, поведения, деятельности, взаимодействия с окружением), которые оцениваются субъектом как желаемые.

Побуждение – это мотивационный компонент характера.

Устойчивость является интегральной характеристикой личности и обусловливает ее основные процессы: мотивообразование, возможность формирования надситуативной активности, целеполагание, принятие решений, фрустрационную и стрессовую пластичность и т.п.

В критических ситуациях поведение личности, обладающей высокой устойчивостью, в целом осуществляется по следующей схеме: задача → актуализируемый ею мотив → осуществление действий, ведущих к реализации этого мотива → осознание трудностей → негативная эмоциональная реакция → поиск способов преодоления трудностей → снижение силы отрицательных эмоций → улучшение функционирования.

Поведение неустойчивой личности отличается неспособностью преодолевать трудности. Для такой личности характерны переживания, связанные с переоценкой возможной неудачи и недооценкой возможности удовлетворения потребности; общая несбалансированность психофизиологической организации (чаще всего наблюдающейся в форме психопатии).

Атрибуция – характер приписывания причин успехов и неудач. Существует два основных типа атрибуции (успеха и неудач):

1) особенностям ситуации (причина видится в поведении других людей, наличных обстоятельствах);

2) самому себе.

Поведение личности часто хорошо описывается наличием преград (внутренних и внешних). Внутренние преграды обусловлены особенностями самой личности, которые проявляются лишь в определенных ситуациях и при необходимости активно действовать в них. Так, например:

боязливость оказывается преградой для действий, требующих отваги;

слабоволие – для действий, требующих упорства, настойчивости, самообладания;

ожидание негативных санкций – для действий, несовместимых с оценкой окружающих;

совесть – для безнравственных поступков.

Понятие преград тесно связано с такой чертой личности, как моральность. Для людей с высокими значениями по этому фактору характерны чувство ответственности, обязательность, добросовестность, стойкость моральных принципов и устойчивость оценок. Они точны и аккуратны в делах, во всем любят порядок, стремятся не нарушать правил.

2. Теории типов. Конкретный человек описывается как принадлежащий к некоторому типу или как взвешенный набор чистых (идеальных) типов. Если черта – это созвездие признаков, то тип – это совокупность людей, обладающих определенным набором признаков. Примерами наиболее известных в психологии типологий являются типологии Гиппократа, Кречмера, Юнга.

3. Теории инстанций. Теории этого вида основываются на выделении подсистем или отдельных областей в структуре личности, которые получили название инстанций. Между указанными образующими личности могут возникать различные конфликты и противостояния, так необходимые для динамических моделей личности. Примерами таких теорий могут быть теории, описывающие бессознательные аспекты психики: Фрейда, Юнга, Берна.

Основными элементами личности являются:

1) темперамент – особенности нейродинамической организации индивида;

2) характер – совокупность устойчивых, преимущественно прижизненно формируемых свойств;

3) способности – сочетание психических свойств, являющихся условием успешного выполнения какой-либо одной или нескольких видов деятельности;

4) направленность – это система устойчивых предпочтений и мотивов личности, ориентирующих динамику ее развития, задающая главные тенденции ее поведения. Являясь одной из системных характеристик личности, позволяющих прогнозировать ее будущее, она обусловливает смысловое единство активного и целенаправленного поведения личности.