logo
Курс лекций Психол

4.4. Когда и как заканчивать работу с семьей

По мнению А.Я. Варги (2000), это один из самых сложных вопросов любого психотерапевтического подхода, не только системной семейной психотерапии.

В общем виде ответ такой: семейная система должна стать функциональной. Это означает, что семья становится способной решать жизненные проблемы.

Пример. Семья, состоящая из трех поколений одиноких женщин-алкоголиков, стала функциональной, когда женщины бросили пить, стали регулярно посещать занятия группы анонимных алкоголиков. Младшая стала студенткой, восстановилась в вузе, а старшие женщины стали работать.

Исчезновение симптома, возникновение внутреннего ощущения удовлетворения, радости жизни не являются необходимыми признаками терапевтического эффекта в этом подходе. Необходимый и достаточный признак – внешние поведенческие изменения.

Пример. Семья, жаловавшаяся на депрессию отца, стала функциональной после того, как отец, несмотря на свое состояние, вернулся к работе, жена, которая последнее время занималась только мужем, стала уделять время и дочери. Жалобы на депрессию при этом остались, но депрессия перестала использоваться системой. Депрессия стала личным делом отца, а не знаком общей беды, динамика его состояния перестала впрямую определяться семейными обстоятельствами, поведением жены и дочери. На этом фоне медикаментозное лечение дало быстрый эффект, и в течение двух лет депрессия не возвращалась, хотя раньше, несмотря на массивное лечение, семья узнавала о том, что наступила осень или весна, по состоянию отца.

Список использованной литературы

  1. Агавелян Р.О. Психолого-педагогический практикум (Психология человека, педагогическая психология, основы специальной психологии): Ч.1. – Hовосибирск: HИПК и ПРО, 1998. – 144 с.

  2. Айзенк Г. Проверьте свои способности: Пер. с англ. А.H. Лука, И.С. Хорола. – Кишинев: «Гриф», 1992. – 111 с.

  3. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: МГУ, 1980. – 416 с.

  4. Бадмаев Б.Ц. Психология: как ее изучить и усвоить: Учебно-методическое пособие для студентов вузов. – М.: Учебная литература, 1997. – 256 с.

  5. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Рожанец Р.В. Методика многостороннего исследования личности (в клинической медицине и психогигиене). – М., 1976. – 176 с.

  6. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М.: Прогресс, 1989. – 400 с.

  7. Бернс Р. Развитие Я–концепции и воспитание / Пер. с англ. Общ. ред. В.Я. Пилиповского. – М.: Прогресс, 1986. – 420 с.

  8. Бодалев А.А. Личность и общение. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 328 с.

  9. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1995. – 352 с.

  10. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М.: «Филинъ», 1996. – 472 с.

  11. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989. – 199 с.

  12. Василюк Ф.Е. Психология переживания. – М.: МГУ, 1984. – 200 с.

  13. Введение в психологию / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Академия, 1996. – 496 c.

  14. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1988. – 336 с.

  15. Верба И.К. Психология общения: Учебно-методическое пособие. – Хабаровск: ДВГАПС, 1997. – 45 с.

  16. Вишнякова H.Ф. Конфликт – это творчество. Тренинговый практикум по конфликтологии. – Мн., 1996. – 315 с.

  17. Гарбер Е.И. Семнадцать уроков психологии: очерк научной психологии. – М., 1995. – 79 с.

  18. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, 1996. – 336 с.

  19. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2–х т.: Пер. с франц. / Под ред. Г.Г. Аракелова. – М.: Мир, 1992.

  20. Горбатенко А.С. Системная концепция психики и общей психологии. – Ростов н/Д: Изд. Ростов. пед. ун-та, 1994. – 112 с.

  21. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. – 392 с.

  22. Гуревич К.М. Что такое психодиагностика. – М., 1985. – 80 с.

  23. Дерманова И.Б., Сидоренко Е.В. Межличностные отношения: Методические рекомендации. – СПб: Издательство «Речь», 2002. – 40 с.

  24. Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ с гештальтупражнениями: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1993. – 336 с.

  25. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М.: Просвещение, 1987. – 207 с.

  26. Дуброва В.П., Елкина И.В., Церковский А.Л. Психологическая компетентность врача: технология выполнения учебно-исследовательских заданий по психологии: Методическое пособие. – Витебск: ВГМУ, 1999. – 127 с.

  27. Желдак И.М. Искусство быть семьей: Практическое руководство. – Мн.: МП «Лерокс», 1998. – 160 с.

  28. Зарайский Д.А. Управление чужим поведением. Технология личного психологического влияния. – Дубна: Издательский центр «Феникс», 1997. – 272 с.

  29. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. – М.: Экономика, 1990. – 335 с.

  30. Иванова Е.H. Эффективное общение и конфликты. – СПб.: Рига Педагогический центр «Эксперимент», 1997. – 69 с.

  31. Изард К. Эмоции человека: Пер. с англ. – М.: МГУ, 1980. – 440 с.

  32. Иосефович H. Ты – босс! Как стать толковым руководителем. – М.: Вече, Персей, АСТ, 1995. – 385 с.

  33. Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. – Л., 1983. – 312 с.

  34. Казанский О.А. Игры в самих себя. – М.: Роспедагентство, 1995. – 127 с.

  35. Казинс Н. Анатомия болезни с точки зрения пациента: Пер. с англ. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 95 с.

  36. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. – М.: Роспедагентство, 1995. – 108 с.

  37. Карандашев В.H. Основы психологии общения. - Вологда, 1990. – 82 с.

  38. Квасенко А.В., Зубарев Ю.Г. Психология больного. – М.: Медицина, 1980. – 184 с.

  39. Климов Е.А. Основы психологии: Учебник для вузов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 295 с.

  40. Ковалев А.Г. Психология личности. – М.: Просвещение, 1969. – 391 с.

  41. Кондрашенко В.Т., Донской В.И. Общая психотерапия. – Мн., 1993. – 478 с.

  42. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. – Прага: Авиценум, Медицинское изд-во, 1983. – 401 с.

  43. Конюхов Н.И. Словарь-справочник по психологии. – М., 1996. – 160 с.

  44. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд. – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1998. – 432 с.

  45. Кротов В.Г. Государство чувств: Ориентирование во внутреннем мире. – М.: Новая школа, 1997. – 256 с.

  46. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. – Л., 1984. – 216 с.

  47. Леонтьев А.H. Проблемы развития психики. – 4-е изд. – М.: МГУ, 1981. – 584 с.

  48. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. – 2-е изд. – М.: Смысл, 1997. – 64 с.

  49. Ликсон Ч. Конфликт. – СПб.: Питер Паблишинг, 1997. – 160 с.

  50. Личность студента и успешность его обучения в вузе: монография / Под ред. В.В. Шкарина, В.А. Аверина. – Новгород: изд-во ННГУ, 1991. – 126 с.

  51. Магазаник H.А. Искусство общения с больными. – М.: Медицина, 1991. – 87 с.

  52. Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 1996. – 684 с.

  53. Мелибруда Е. Я – ты – мы. – М.: Прогресс, 1986. – 340 с.

  54. Мерлин В.С. Очерки интегрального исследования индивидуальности. – М.: Педагогика, 1986. – 256 с.

  55. Мургулец Л.В. Методы социально-психологической диагностики личности: Учебное пособие. – Л., 1990.

  56. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: «Академия», 1996. – 432 с.

  57. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 456 с.

  58. Hемов Р.С. Психология: Учебн. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

  59. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1987. – 304 с.

  60. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 448 с.

  61. Общая психология: Учебное пособие для студентов пед. институтов / В.В. Богословский, А.А. Степанов, А.Д. Виноградова и др.; Под ред. В.В. Богословского и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1981. – 383 с.

  62. Овчинников Б.В., Павлов К.В., Владимирова И.М. Ваш психологический тип. – СПб.: «Андреев и сыновья», 1994. – 235 с.

  63. Орлов А.H. Исцеление словом. – Красноярск: КГУ, 1989. – 512 с.

  64. Орлов Ю.М. Философия болезни. – М.: Импринт-Гольфстрим, 1996. – 30 с.

  65. Панкратов В.Н. Психотехнология управления собой (практическое руководство). – М.: ТЦ «Сфера», 1998. – 128 с.

  66. Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М.: Hаука, 1986. – 254 с.

  67. Практикум по психодиагностике: психодиагностические материалы / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.: МГУ, 1988. – 149 с.

  68. Практикум по психологии. Общая и социальная психология / Под ред. H.Д. Твороговой. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 1997. – 374 с.

  69. Прикладная социальная психология / Под ред. А.H. Сухова и А.А. Деркача. - М.: Изд-во "Института практической психологии", 1998. - 688 с.

  70. Программа учебного курса «Психологические и педагогические основы профессиональной деятельности врача и провизора» / Сост. В.П. Дуброва, И.В. Елкина. – Минск, 1998. – 36 с.

  71. Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений: Методические разработки занятий. - М.: Hовая школа, 1993. - 49 с.

  72. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуревича. – М., 1981. – 232 с.

  73. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. – М.: Педагогика, 1983. – 448 с.

  74. Психология индивидуальных различий: тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: МГУ, 1982. – 320 с.

  75. Психология личности: тесты, опросники, методики / Сост. H.В. Киршева, H.В. Рябчикова. – М.: Геликон, 1995. – 220 с.

  76. Романенко О.К. Практическая гештальттерапия (методы решения личностных проблем). – М.: Фолиум, 1995. – 110 с.

  77. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Т. 1. – М.: Педагогика, 1989. – 489 с.

  78. Сабуров А.С. Психология: Курс лекций. – К.: Лекс, 1996. – 208 с.

  79. Секреты умелого руководителя / Сост. И.В. Липсиц. – М.: Экономика, 1991. – 320 с.

  80. Селиванов В.В. Мышление как личностный процесс. – Смоленск, 1995. – 45 с.

  81. Сизанов А.H. Психологические игры: какие мы на работе и дома. – В 2-х частях. – Мн.: "Изограф", 1992. – 232 с.

  82. Сонин В.А. Психологический практикум: задачи, этюды, решения. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Флинта, 1998. – 168 с.

  83. Социальная психология / А.В. Петровский, В.В. Абраменкова, М.Е. Зеленова и др.; Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1987. – 224 с.

  84. Социальная психология: история, теория, эмпирические исследования / Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. – Л.: ЛГУ, 1979. – 288 с.

  85. Столин В.В. Самосознание личности. – М.: МГУ, 1983. – 286 с.

  86. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1996. – 736 с.

  87. Сук И.С. Врач как личность. – М.: Медицина, 1984. – 64 c.

  88. Творогова Н.Д. Психология. Лекции для студентов медицинских вузов. – М.: ВУНМЦ, 1998. – 376 с.

  89. Толстых А.В. Hаедине со всеми: о психологии общения. – МH.: Полымя, 1990. – 208 с.

  90. Урванцев Л.П. Психология в работе врача. – Ярославль, 1993. – 80 с.

  91. Фромм Э. Человек для себя: Пер. с англ. – Минск: Коллегиум, 1992. – 253 с.

  92. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: Пер. с нем. – Т. 1. – М.: Педагогика, 1986. – 408 с.

  93. Хомич И.И. Человек – живая система: Естественнонауч. и филос. анализ. – Мн.: Беларусь, 1989. – 271 с.

  94. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). – СПб.: Питер Пресс, 1997. – 608 с.

  95. Черников А. В. Введение в семейную психотерапию. Интегративная модель диагностики. – М, 1998. – 152 с.

  96. Швальбе Б., Швальбе Х. Личность, карьера, успех: Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1993. – 240 с.

  97. Шевандрин Н.К. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. 41. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 544 с.

  98. Шмидт Р. Искусство общения: Пер. с нем. – М.: Интерэксперт, 1992. – 72 с.

Учебное издание

Дуброва Варвара Петровна

Церковский Александр Леонидович,

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА