logo
Курс лекций Психол

3. Мышление и воображение как системные элементы

В отечественной психологии связь мышления друг с другом и с другими психическими процессами, принимающими участие в формировании психического образа, определена недостаточно четко.

В соответствии с отечественной психологической традицией мышление рассматривается и как познавательная деятельность, и как «составная часть» самосознания, причем мышление как осознание связывается со всеми другими психологическими процессами и тем самым его собственная роль и место оказываются неопределенными.

В соответствии с системной концепцией психики основная функция мышления – оценивание, выработка рационального (опосредствованного знаниями, осознаваемого) отношения к различным аспектам психического образа, сформированного под воздействием потребностей и мотивов и направленного на достижение цели, состоящей в удовлетворении потребностей и мотивов.

Мышление – это процесс, в результате которого вырабатывается опосредствованное знаниями и опытом индивида определенное отношение к действительности. Мышление, как правило, осознано. Иными словами, оно рассматривается как процесс, протекающий, в основном, в сознании индивида, хотя некоторые аспекты мышления могут быть неосознанными.

Принято рассматривать несколько этапов процесса мышления, каждый из которых, как правило, осознаваем – осознание решаемой проблемы, осознание отдельных частей составляющих проблему (анализ), осознанное выделение главных, ключевых аспектов проблемы и их осознанное разрешение, осознанное объединение различных аспектов проблемы (синтез) и решение проблемы в целом.

Если процесс мышления неосознан, автоматизирован при осознанности остальных аспектов мышления, то можно говорить об инсайте, внезапном озарении; если процесс мышления осознан – можно говорить о воображении.

Воображение может быть понято как процесс и результат мышления. Синонимы воображения – представление, предвосхищение (мысленное предвосхищение всех аспектов планируемой практической деятельности, в том числе и ее в способен удовлетворять потребности и мотивы, лежащие в интеллектуальной сфере и не требующие предметной практической деятельности, например обдумывание и решение «в уме» математической, шахматной или вообще, житейской проблемы).

ЛЕКЦИЯ 9.

ЭМОЦИИ ЧЕЛОВЕКА