logo
Курс лекций Психол

1.1. Понятие группы

Педагогическое общение реализуется через общение с учебной груп­пой, которая является неотъемлемой частью любого образовательного уч­реждения. В этой группе складываются сложные подчас противоречивые от­ношения, которые влияют и на успешность обучения, и на взаимоотношения преподавателя со студентами (В.П. Дуброва).

Чтобы понять, как может воздействовать коллектив, т.е. определенная социальная группа, на индивидуальность, надо проникнуть вглубь сложной социально-психологической структуры студенческой группы. Тогда мы поймем, как формируется общественное мнение группы, которое опирается на сложившиеся групповые ценности, а они бывают очень разными, но именно через формирование групповых цен­ностей можно прийти к лучшим результатам в педагогическом воздействии и выдвижении лидеров на роль старосты, а также организации самоуправ­ления студенческой группы. Сначала попробуем определить, что же такое социальная группа.

Группа – звено системы общественных отношений, преломляющихся в специфике непосредственных («лицом к лицу») межличностных контактов, развитие которых ведет далее к обретению группой разнообразных социально-психологических характеристик (Р.Л. Кричевский, Е. М. Дубовская, 1991).

Признаки группы как целостной микросистемы социальных и психологических отношений описываются через ее структурные, динамические и феноменологические характеристики.

Эта общность обладает рядом существенных признаков:

1) внутренней организацией, которая состоит из органов управле­ния, социального контроля и санкций;

2) групповыми ценностями, на основе которых развивается социаль­ное чувство общности, выражаемое словом «мы», а также формируется общественное мнение группы;

3) собственным принципом обособления, отличающим ее от других, «чужих» групп;

4) групповым давлением, т.е. воздействием на поведение членов группы;

5) общими целями и задачами деятельности;

6) стремлением к устойчивости благодаря механизмам отношений, возникающим между людьми в ходе решения групповых задач;

7) закреплением традиций.

Каждая социальная группа имеет свою социальную структуру, на которую влияют несколько факторов.

1. Статусно-ролевые отношения, отражающие систему взаимосвя­зей, складывающихся в группе. Каждый студент занимает определен­ное положение в своей группе: по вертикали – руководство (староста, например, в своей группе), и подчинение (условно подчиненный для пре­подавателя); по горизонтали – сотрудничество (со своими однокурсника­ми). Это отражается в статусе каждого члена группы,

2. Деловая характеристика или интеллектуальный потенциал группы, который измеряется успехами в учебе,

3. Половозрастной состав. Сочетание парней и девушек в студенчес­кой группе является благоприятным фактором для развития группы и хоро­шего психологического климата. Это связано с тем, что особенности мужской и женской психологии откладывают свой отпечаток на характер внутригрупповых взаимоотношений.

Женские коллективы более эмоциональ­ны, ситуативны, в них чаще возникают ролевые конфликты.

Мужские группы более жестки, иногда даже жестоки, рациональны, но и ригидны, прагма­тичны, имеют тенденцию к деловым и престижным конфликтам.