logo
Курс лекций Психол

4. Развитие личности

Развитие человека предполагает его непрерывную эволюцию как единого целого. В то же время в его развитии можно выделить следующие составляющие: физическое развитие, половое, когнитивное (умственное), нравственное развитие личности.

Личность человека состоит из комплекса устойчивых признаков, таких как темперамент, чувствительность, мотивация, способности, установки и др.

Таким образом, личность в целом определяется как природными так и социокультурными влияниями.

Приверженцы биогенетического подхода к развитию личности ведущую роль отводят генам человека.

Сторонники социогенетической концепции – фактору влияния среды.

Согласно диалектическому подходу к развитию личности признается роль наследственности и среды, однако подчеркивается, что ведущий фактор развития – активность самого субъекта, в процессе которой разрешаются внутренние противоречия личности (такие как, например, противоречия между потребностями и возможностями).

Описать личность и объяснить ее происхождение пытались многие теории. Установлено, что развитие личности идет не только в направлении появления новых стремлений, знаний и умений (бихевиористские теории), но и в направлении появления качественных изменений в устройстве и функционировании личности.

Психодинамические, гуманистические, психосоциальные теории пытаются ответить на вопрос: «Почему один человек склонен видеть причины своего поведения в себе самом (внутренний локус контроля), а другой – в других (внешний локус контроля)»? Причем умение взять на себя ответственность рассматривается как один из важнейших критериев зрелости личности (Роттер, 1966).

Такие люди убеждены, что в любой момент они способны повлиять на свое окружение, и в конечном итоге они всегда сами берут на себя ответственность за то, что с ними случается. В случае неудачи они, не колеблясь, упрекают себя в том, что приложили недостаточно усилий или были недостаточно настойчивы.

Напротив, люди с внешним контролем, убеждены, что в различных обстоятельствах их жизни и в том, как они на них реагировали, всецело повинны другие люди, везенье или случай.

В качестве критериев зрелости личности З. Фрейд рассматривает стремление работать, создавая нечто полезное, а также способность любить кого-то не ради себя, а ради него.

В рамках аналитической психологии К. Юнг критерием зрелости личности считает ее интегрированность, как результат процесса психологического созревания (индивидуации), позволяющего признать и интегрировать все игнорируемые стороны собственной личности как на бессознательном уровне, так и на уровне сознания.

Гуманистическая психология постулирует, что в каждом человеке существует ориентация, толкающая его на реализацию своих возможностей. У зрелой личности достигается конгруэнтность (согласие) между реальным Я (формируемым средой) и Я-идеальным (кем человек хочет стать в результате реализации своих возможностей). Конфликт между Я-реальным и Я-идеальным обычно возникает из-за того, что человек с одной стороны стремится к самоуважению, а с другой стороны к положительной оценке окружающих.

К психологическим характеристиками актуализирующейся личности относят (А. Маслоу, К. Роджерс):

– активное восприятие действительности и способность хорошо ориентироваться в ней;

– принятие себя и других людей такими, какие они есть;

– непосредственность в поступках и спонтанность в выражении своих мыслей и чувств;

– сосредоточенность внимания на том, что происходит вовне, а не во внутреннем мире, собственных чувствах и переживаниях;

– обладание чувством юмора;

– развитие творческих способностей;

– неприятие условностей, но без показного их игнорирования;

– озабоченность благополучием других людей, а не только собственным благополучием;

– способность к глубокому пониманию жизни;

– установление с окружающими людьми, хотя и не со всеми, доброжелательных личных взаимоотношений;

– способность смотреть на жизнь открытыми глазами, оценивать ее с позитивной точки зрения, беспристрастно.

К особенностям социального поведения самоактуализирующейся личности относятся:

– непосредственная включенность в жизнь с полным погружением в нее так, как это обычно делают дети;

– предпочтение в жизни новых, непротореннных и небезопасных путей;

– умение полагаться на свой опыт, разум и чувства, а не на мнение большинства, традиции или условности, позицию авторитетных людей;

– открытое, честное поведение во всех ситуациях;

– готовность стать непопулярным, подвергнуться осуждению со стороны большинства окружающих людей, если собственные взгляды не согласуются с их мнением;

– предпочтение тому, чтобы брать на себя ответственность, а не уходить от нее;

– приложение максимума усилий для достижения поставленной цели;

– умение замечать и, если в этом есть необходимость, преодолевать сопротивление других людей.

Таким образом, развитие личности не завершается с обретением автономности и самостоятельности. Оно проходит длинным путем, этапы которого являются (Д.А. Леонтьев, 1993):

а) достижение самодетерминации, самоуправления, независимости от внешних побуждений;

б) реализация личностью заложенных в нее сил и способностей;

в) преодоление своего ограниченного Я и отождествление с более общими глобальными ценностями.

Личностью не рождаются, а ею становятся. В 1799 году в лесах Аверона на юге Франции охотники нашли мальчика, который, по всей видимости, жил там один. Мальчик не был похож на человеческое существо ни в психологическом отношении, ни даже физически. Он передвигался на четырех конечностях, ел как животное, был способен ходить голышом в мороз и вытаскивать пищу из очень горячей воды, издавал нечленораздельные звуки, не пытался вступить в общение со своим окружением.

Известный психиатр Пинель обследовал мальчика и констатировал у него слабоумие. Молодой врач Итар, специализировавшийся на лечении глухих детей, не согласился с этим мнением и заявил, что поведение мальчика (его назвали Виктором) – следствие очень ранней и длительной изоляции от людей.

Впоследствии в разных частях земного шара (чаще всего в Вест-Индии) находили и других таких детей. Чем они были моложе в тот момент, когда их находили и начинали с ними работать, тем легче удавалось вернуть их в общество. По-видимому, в процессе развития, становления личности имеются оптимальные периоды для обучения определенным вещам, которые позднее уже не усваиваются.

Социализация – процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Социализация осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. В результате социализации человек усваивает стереотипы поведения, нормы и ценностные ориентации социальной среды, в которой он функционирует. Социализацию можно рассматривать как тройственный процесс адаптации, развития личности и отказ от наивных детских представлений.

Социализация личности на индивидуальном уровне включает ряд процессов.

1. Личности людей формируются, взаимодействуя друг с другом. На характер этих взаимодействий оказывают влияние такие факторы, как возраст, интеллектуальный уровень, пол и т.п.

2. Окружающая среда также может воздействовать на личность ребенка.

3. Личность формируется на основе собственного индивидуального опыта.

4. Важным аспектом формирования личности является культура.

Социализация осуществляется через ряд условий, которые после их группировки могут быть названы «факторами». Такими факторами социализации являются: целенаправленное воспитание, обучение и случайные социальные воздействия в деятельности и общении. Социализируется ребенок, не пассивно принимая различные воздействия (в том числе воспитательные), а постепенно переходя от позиции объекта социального воздействия к позиции активного субъекта. В процессе социализации осуществляются включение индивида в социальные отношения, изменение его психики.

К ведущим феноменам социализации следует отнести усвоение стереотипов поведения, действующих социальных норм, обычаев, интересов, ценностных ориентаций и т.п. Стереотипы поведения формируются путем сигнальной наследственности, т.е. через подражание взрослым в раннем детстве. Они очень устойчивы и могут быть основой психической несовместимости (например, в семье, этносе).

Основными институтами социализации являются: семья, дошкольные учреждения, школа, неформальные объединения, вуз, трудовые коллективы и т.п. Такие институты представляют собой общности людей, в которых протекает процесс социализации человека.

Ведущие направления социализации соответствуют ключевым сферам жизнедеятельности человека: поведенческой, эмоционально-чувственной, познавательной, бытийной, морально-нравственной, межличностной. Другими словами, в процессе социализации люди обучаются тому, как себя вести, эмоционально реагировать на различные ситуации, проявлять и переживать различные чувства; каким образом познавать окружающий природных и социальный мир; как организовывать свой быт; каких морально-этических ориентиров придерживаться; как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности.

Существует несколько социально-психологических механизмов социализации:

1) идентификация – это отождествление индивида с некоторыми людьми или группами, позволяющее усваивать разнообразные нормы, отношения и формы поведения, которые свойственны окружающим. Примером идентификации является полоролевая типизация – процесс приобретения индивидом психических особенностей и поведения, характерных для представителей определенного пола;

2) подражание является сознательным или бессознательным воспроизведением индивидом модели поведения, опыта других людей (в частности, манер, движений, поступков и т.д.);

3) внушение – процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается;

4) социальная фасилитация – стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате которого их деятельность протекает свободнее и интенсивнее («фасилитация» означает «облегчение»);

5) конформность – осознание расхождения во мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении.

Ряд авторов выделяют четыре психологических механизма социализации:

1. Имитация – осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения.

2. Идентификация – усвоение детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных.

3. Стыд – переживание разоблачения и позора, связанное с реакцией других людей.

4. Чувство вины – переживание разоблачения и позор, связанное с наказанием самого себя вне зависимости от других людей.

Первые два механизма являются позитивными; стыд и вина – негативные механизмы, запрещающие или подавляющие определенное поведение.

В западной психологии проблема социализации разрабатывается преимущественно в русле психоанализа и интеракционизма. Согласно психоанализу, социализация – это вхождение якобы изначально асоциального или даже антисоциального индивида в общественную среду и адаптация к ее условиям.

Интеракционизм описывает социализацию как следствие межличностного взаимодействия людей, ведущего к их согласию через взаимно конформное поведение.

С позиций отечественной психологии, социализация характеризуется как расширение действия совокупности условий (в которых живет и развивается человек, прежде всего, в результате обучения и воспитания), сферы деятельности и общения индивида, как процесс становления его личности, включая самосознание и активную жизненную позицию.