logo
Курс лекций Психол

2.3. Критическое осмысление действительности

Юношество характеризуется критическим осмыслением окружающей действительности.

Молодых людей отличает, прежде всего, максимализм суждений своеобразный эгоцентризм мышления: разрабатывая свои теории, они ведут себя так, как если бы мир должен был подчиняться их теориям, а не теории – действительности.

Стремления юношей и девушек доказать свою независимость и самобытность сопровождаются типичными поведенческими реакциями: «пренебрежительным отношением» к советам старших, недоверием и критиканством по отношению к старшим поколениям, иногда даже открытым противодействием.

В сложной для себя ситуации молодые люди вынуждены опираться на моральную поддержку ровесников, и это приводит к типичной реакции «повышенной подверженности» (неосознанная внушаемость, сознательный конформизм) – влиянию ровесников, которая обуславливает единообразие вкусов, стилей поведения, норм морали (молодежная мода, жаргон, субкультура), даже преступления среди молодежи, как правило, носят групповой характер, совершаются под влиянием группы.

Юношеский возраст представляет собой как бы «третий мир», существующий между детством и взрослостью, т.к. биологически физиологическое и половое созревание завершено (уже не ребенок), но в социальном отношении еще не самостоятельная взрослая личность.

Юность выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека.

Большинство молодых людей еще к окончанию школы самоопределяются в будущей профессии. У них складываются профессиональные предпочтения, которые, однако, не всегда являются достаточно продуманными и окончательными. Индивидуальные различия здесь бывают еще большими, чем в нравственном выборе.

Некоторые из них уже к концу подросткового возраста твердо знают, кем они станут, у других выбор профессии не является завершенным даже тогда, когда они ее фактически приобретают.

Ранний или поздний выбор профессии, как правило, не сказывается на профессиональных успехах. Они могут быть значительными или незначительными независимо от того, насколько рано или поздно происходит окончательное профессиональное самоопределение.

В раннем юношеском возрасте завершается формирование системы социальных установок, причем оно касается всех компонентов установок: когнитивного, эмоционального и поведенческого. Правда, период ранней юности характеризуется большими противоречиями, внутренней несогласованностью и изменчивостью многих социальных установок.

У юношей и девушек можно обнаружить акцентуации характеров, которые не встречаются ни в каком другом возрасте, причем между отдельными чертами характера и их проявлениями имеется множество противоречий, острота которых к окончанию школы обычно сглаживается.

В отношениях формируются личностные качества верности, привязанности, личной ответственности за судьбу близкого человека. Вместе с общими нравственными установками они порождают определенный, индивидуально своеобразный ответ на вопрос «каким быть?».