logo
Курс лекций Психол

4.1. Ранняя юность

В качестве своеобразных итогов психического развития в юношеском возрасте можно отметить следующие:

– формируется самосознание (представление о себе самом, самооценивание своей внешности, умственных, моральных и волевых качеств);

– происходит самоотношение себя с идеалом, проявляется возможность самовоспитания;

– возрастает волевая регуляция;

– возрастает концентрация внимания, объем памяти, логизация учебного материала, сформировалось абстрактно-логическое мышление;

– появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах;

– формируется собственное мировоззрение – целостная система взглядов, знаний, убеждений, своей жизненной философии;

– увлечение псевдонаучными теориями, создание собственных теорий жизни, любви, политики, максимализм суждений;

– стремление к самоутверждению своей независимости и оригинальности;

– пренебрежение советами старших;

– критиканство, проявление недоверия;

– сухой рационализм, практицизм;

– стремление к самоуправлению, заново осмыслить все окружающее, происходит жизненное определение, приобретение определенной степени психологической зрелости;

– отсутствие подлинной самостоятельности, подверженность влиянию сверстников, повышенная внушаемость и конформизм по отношению к сверстникам;

– завершение полового созревания и формирование отношения к зарождающимся сексуальным желаниям;

– возникает первое чувство любви, дружбы;

– происходит существенная перестройка эмоциональной сферы;

– недостаточное осознание последствий своих поступков.