logo
Курс лекций Психол

5.3. Процесс оптимизация общения

Правила подачи обратной связи.

1. Говорите о поведении партнера, а не о его личности.

2. Говорите больше о своих наблюдениях, а не о заключениях, к ко­торым Вы пришли.

3. Больше описаний, меньше оценок.

4. Описывая поведение другого человека, старайтесь больше пользо­ваться категориями типа «в большей или меньшей степени...», а не типа «ты всегда ...» или «ты никогда ...».

5. Говорите больше о том, что происходит сейчас или было недавно. Не упоминайте далекого прошлого.

6. Старайтесь давать как можно меньше советов, лучше высказывайте свои соображения, как бы делясь мыслями и информацией с партнером.

7. Выделяйте то, что может другому помочь, что он мог бы при же­лании изменить, а не то, что дает разрядку Вам самим.

8. Не давайте обратную связь слишком большими порциями – иначе партнер не успеет все осмыслить.

9. Выбирайте подходящее время, место и ситуацию.

10. Подача обратной связи – серьезная работа, требующая сосредоточенности, смелости, уважения к себе и другим.

Правила поведения в роли воспринимающего обратную связь.

1. Сначала выслушать до конца партнера, не поддаваясь искушению выработать по ходу слушания контраргументы.

2. Для преодоления излишней эмоциональной вовлеченности, по возможности, своими словами пересказать то, что услышали.

3. Не забывать, что партнер представляет только самого себя, а не человечество в целом, и его сведения о Вас не могут быть полными.

4. Учитывать, что из полученной обратной связи не должно автоматически вытекать намерение изменять свое поведение.

5. Помочь партнеру в его трудной задаче, помочь ему рисковать.

Способы повышения эффективности коммуникации.

1. Перед тем, как вступить в деловую коммуникацию, четко предс­тавьте себе то, что вы хотите сообщить, обдумайте это во всех деталях.

2. Будьте внимательны к возможным смысловым барьерам.

3. Следите за своими позами, жестами, мимикой, интонацией.

4. Будьте внимательны к чувствам партнера по общению, открытыми и способными к сопереживанию.

5. Добивайтесь адекватной обратной связи.

Правила эффективного слушания.

1. Перестаньте говорить.

2. Помогите говорящему раскрепоститься.

3. Покажите ему, что вы готовы слушать.

4. Устраните раздражающие моменты.

5. Сопереживайте партнеру по общению.

6. Наберитесь терпения.

7. Сдерживайте свои эмоции.

8. Не допускайте споров и критики.

9. Задавайте вопросы.

Способы коррекции ошибок восприятия других людей с опорой на эта­лоны.

1. Больше внимания уделяйте невербальному поведению партнера – мимике, позе, жестам, интонации, направлению взгляда, походке, осанке.

2. Обращайте внимание на ошибочные действия партнера (оговорки, забывания, замалчивания, ошибки слуха и т.п.), за которыми могут скры­ваться подавленные или сдерживаемые чувства.

3. Отмечайте для себя, как у человека выражаются две основные со­циальные потребности – в эмоциональной поддержке и в признании. Это ключ к тому, как человек обращается с другими своими мотивами.

4. Следите, в какую сторону партнер отклоняется от темы Вашего разговора. Отклонение от темы – попытка скрыть чувства от собеседника.

Правила оптимизации процесса общения.

1. Овладейте приемами профессионального слушания.

Талантом собеседника отличается не тот, кто вам охотно говорит, а тот, с кем охотнее говорят другие.

Не более 10% из нас умеют выслушать своего собеседника спокойно и целенаправленно.

Рекомендации:

– будьте первыми, когда нужно слушать, и последними, когда нужно говорить;

– научитесь слушать, и вы сможете извлечь пользу даже из речи тех, кто говорит плохо. Не забывайте, что хорошему порой учатся на примерах вульгарности и зрелище нелепостей очень часто способно породить хороший вкус;

– лучший собеседник не тот, кто умеет говорить, а тот, кто умеет слушать.

2. Пользуйтесь в общении простым языком.

Эффективность общения во многом определяется способностью говорить на простом (но не на простецком) языке.

Различают:

1) научный оборот речи (научность в содержательном плане);

2) наукообразный (использование научных, чаще непонятных даже самому себе понятий и терминов. Он сродни «эффекту редиски» – снаружи красное, а внутри, т.е. по содержанию, другого цвета).

Совет: «Никто не будет выслушивать то, что ему непонятно». Поэтому: «Чтобы разобраться в истинном и ложном,

Нам забывать не следует о том,

Что мастер просто говорит о сложном,

А подмастерье сложно о простом.»

3. Ориентируйтесь в общении лишь на позитивные разговоры.

1) В повседневном общении необходимо стремиться вести разговоры лишь о вдохновляющих вещах. Это притягивает, вдохновляет и воодушевляет окружающих.

2) Невозможно добиться внимания, симпатии, постоянно жалуясь на свои проблемы, недуги или болезни. Человек, постоянно жалующийся на свои недуги, становится для окружающих своеобразным символом болезни. Они начинают избегать такого собеседника, поскольку никто не хочет иметь дело с человеком, присутствие которого напоминает о болезни.

3) Не следует говорить и о своих неприятностях, поскольку большинство собеседников останется равнодушным, а остальные только порадуются вашим бедам.

4. Не забывайте, что большинство людей склонно интересоваться собой, а не окружающими.

1) Люди больше всего интересуются самими собой. Это свойственно каждому из нас. Ибо мы хотим обсуждать свои (а не чужие) дела и планы на будущее, свои места, где были, свои события, которые произошли.

2) Найти друзей, не соглашаясь с их мнением, практически невозможно.

3) Дав возможность рассказать нам о своих успехах в познании, мы непременно добьемся успеха в общении с таким собеседником.

4) Начиная разговор о себе, необходимо связать свои интересы с личными интересами партнера.

5) Люди слышат, как правило, лишь то, что хотят слышать. А больше всего они хотят слышать о себе. Поэтому нужно стремиться обсуждать с ними их цели, интересы и переживания. Этим мы добьемся их внимания и особого расположения.

5. Придерживайтесь людей с позитивным складом ума.

1) Люди с негативным складом ума способны существенно истощить вашу энергию постоянными жалобами, неудовлетворенностью собой и жизнью.

2) Позитивно мыслящие и настроенные люди способны вдохновить, побудить к жизнерадостному мироощущению, к выработке привычек мыслить светлыми, радостными категориями.

3) Важнсоть такого выбора вызвана тем, что образ мысли во многом способен прородить образ действий и поступков.

6. Чтобы хорошо думать о других, сначала нужно нучиться хорошо думать о себе.

1) Отношение к другим во многом начинается с отношения к себе.

2) Если человек себе не нравится и думает о себе плохо, то это невольно отразиться на отношениях с окружающими людьми.

3) Каждый при желании может найти в себе что-что хорошее, позитивное, то, что может стать предметом уважения к себе и со стороны окружающих.

4) Выработка привычки ценить себя и думать о себе хорошо позволит сформировать необходимую уверенность в себе.

5) Каждому необходимо знать о своих достоинствах, однако, не следует забывать, что чем меньше человек думает о них, тем больше он нравится окружающим.

7. Чтобы любить других, сначала наужно научиться любить себя.

1) Любовь к себе вряд ли может быть лишней.

2) Здоровое самоуважение, основанное на любви к себе (но без крайностей в виде нарциссизма), спеособно благотоврно отразиться на собственном психическом здоровье.

3) Очень часто мы познаем человека не по тому, что он думает, а по тому, как он относится к себе.

Любовь к себе как самоцель эгоистична. Любовь к себе как этап самоактуализации, самосовершенствования и саморазвития непременно переходит в любовь к людям!

ЛЕКЦИЯ 13.

КОНФЛИКТЫ В МЕДИЦИHСКОЙ ДЕЯТЕЛЬHОСТИ.

МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ