logo
Курс лекций Психол

2.4. Механизмы формирования потребностей

Естественную (биологическую), или первичную, потребность формировать не приходится, так как она дается человеку в готовом виде. Механизмы ее формирования уже заложены в генах. Эта потребность проявляет себя независимо от воли и сознания человека и служит естественной предпосылкой для формирования множества других, приобретенных потребностей.

На базе этой общей (врожденной) потребности в процессе истории, так же как и в процессе индивидуального развития личности, идет формирование потребностей иного рода – приобретенных.

Механизм их формирования существенно отличается от механизма формирования врожденных потребностей. В его основе лежит образование временных межнейронных связей в коре больших полушарий, которые могут сформироваться только на базе врожденных нейрофизиологических механизмов при непосредственном участии сознания.

Раскрытие внутренних связей и отношений, существующих между врожденным и приобретенным, имеет решающее значение в трактовке диалектики биологического и социального в потребностях человека.

Для более углубленного понимания этого будет уместным использование двух таких понятий, как безусловный (врожденный) рефлекс и условный (приобретенный) рефлекс. И безусловный и условный – это рефлексы, но рефлексы разные. Потребность в питании вообще и потребность в том или ином конкретном продукте питания – это разные потребности. Потребность в питании вообще – это врожденная потребность. Ее можно сравнить с безусловным рефлексом. Потребности же в хлебе, мясе, молоке — это уже приобретенные потребности. Их можно сравнить с условными рефлексами.

Подобно тому, как на базе безусловных рефлексов формируются условные, так и на базе врожденных (первичных) потребностей идет формирование приобретенных, (вторичных).

Если врожденная потребность в питании существует и проявляет себя независимо от того, где человек живет, в Европе или Африке, то приобретенная потребность уже имеет прямое отношение к конкретным условиям жизни человека. Европеец может даже не знать о том, что африканцы испытывают потребность в маисе или ананасе. Приобретенная потребность, в отличие от врожденной, непосредственно и прямо направлена на тот или иной объект.

Одним из многих возможных путей подхода к изучению проблемы диалектического взаимодействия естественных и социальных потребностей может служить построение концептуального моста между нейрофизиологической и психологической сторонами потребностей человека,

Отправным пунктом исследования диалектического взаимодействия естественных и социальных потребностей человека, а вместе с тем и выяснения механизмов, лежащих в основе формирования социальных (материальных и духовных) потребностей, является четкое разграничение двух понятий: субъекта, или живого носителя потребностей, и объектов, с помощью которых удовлетворяются потребности.

Задача состоит в том, чтобы раскрыть субъектно-объектную сущность потребностей. В психологии это положение трактуется как принцип детерминации внешнего воздействия через внутренние условия.

Носителем ее является сам человек. А все объекты внешнего мира, с помощью которых человек получает возможность удовлетворять те или иные естественные потребности, следует рассматривать как факторы внешнего воздействия на человека через его внутренние условия. Все эти объекты охвачены понятием «среда».

Если продукт питания, однажды вступивший во взаимодействие с человеком, сохранил в коре головного мозга свои следы и сыграв роль «фактора удовлетворения» естественной потребности, он, тем самым, сформировал в сознании уже новую самостоятельную потребность.

Последняя проявилась в ярко выраженном избирательном отношении к данному конкретному объекту реальной действительности. Но так как человек почти на каждом шагу подвергается новым внешним воздействиям, то вполне естественно, что и все другие жизненно значимые предметы и явления окружающей нас действительности оставляют свои специфические следы в нашем сознании. А сознание как высшая инстанция живой системы не только воспринимает и сохраняет эту информацию, но и перерабатывает, фильтрует, систематизирует, обобщает и выдает ее как нечто цельное и упорядоченное.

Таким образом, одна, и, тем более, целая группа естественных потребностей человека может служить объективной предпосылкой формирования множества новых, самостоятельно существующих социальных (материальных) потребностей.

Когда социальная (материальная или духовная) потребность полностью сформируется и приобретет все параметры самостоятельной потребности, тогда она начинает исполнять роль движущей силы поведения и деятельности человека.

Реализация материальной и духовной потребности также сопровождается «борьбой мотивов», формированием цели, принятием решения, деятельностью, направленной на достижение поставленной цели, получением конечного результата и подкреплением, т.е. удовлетворением потребности. В этот процесс включаются и все психические компоненты человека – эмоции, воля, характер, способности, мышление, речь и сознание.

ЛЕКЦИЯ 6.

ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ