logo
Курс лекций Психол

2.15. Восприятие социальных объектов

Восприятие социальных объектов – себя и других подчиняется тем же механизмам, о которых говорилось ранее, но некоторые из них имеют свои специфические проявления (Н.Д. Творогова).

Так, например, фактор «предшествующий опыт» проявляется в феноменах приписывание, установка, стереотипизация и предубеждение.

Приписывание начинает действовать в условиях дефицита информации о другом. Оно осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого человека с каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации.

Приписывание включается в более общий план – установку. Особенно значительна ее роль при формировании первого впечатления о незнакомом человеке. Экспериментальные исследования показали, что воспринимающий субъект первоначально «видит» другого именно таким, какова была установка.

Стереотип возникает при тенденции «извлекать смысл» из предшествующего опыта, строить заключения по сходству с этим предшествующим опытом, не смущаясь с его ограниченностью.

Одним из следствий стереотипизации являются предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие представителя, например, той же самой группы окрашивается неприязнью.

Экспериментальные исследования показали, что восприятие других преломляется через профессиональную принадлежность (Н.Д. Творогова). Так, в частности, при предъявлении двух репродукций (Рубенс «Портрет молодой женщины с вьющимися волосами» и Джотто «Мадонна со святыми и ангелами») врачам, они в своих описаниях модели указывали симптомы ряда заболеваний, при этом симптоматика варьировала от специализации врачей.

Эндокринологи указывали эндокринную патологию, невропатологи – неврологическую. Описание тех же самых репродукций студентами 5-го курса лечебного факультета до изучения и после изучения курса эндокринологии резко менялось не только по стилю изложения, но и по содержанию. В них доминировала медицинская проблематика. Когда же на занятиях к студентам пришел человек и их попросили его описать по внешнему впечатлению, то студенты «увидели» у него множество различных симптомов заболеваний.

Следовательно, когда говорят о восприятии окружающего мира, то в какой-то мере необходимо вести речь о его профессиональном виденьи.

Для медиков представляют несомненный интерес восприятие боли и внутренняя картина болезни.