logo
Курс лекций Психол

2.8. Роль предшествующего опыта

Ребенок с самого рождения имеет относительно запрограммированный мозг и уже достаточно эффективные для восприятия предметного мира органы чувств.

Однако процессы восприятия должны каким-то образом упорядочиваться. Мозг сортирует по категориям огромное количество раздражителей. Причем способ классификации воспринятого тесно связан с индивидуальным жизненным опытом каждого. Все виды восприятия - результат практики и опыта. Только благодаря им мозг способен структурировать и организовывать элементы внешнего мира, придавая им точное значение.

Ранний сенсорный опыт ребенка играет решающую роль в развитии восприятия: без него могут атрофироваться клетки в сенсорных системах, что отмечалось у слепых от рождения после того как им восстанавливали зрение.

Восприятие социальной информации (внимание к социальной информации, кодирование ее) зависит от социальных установок и системы ценностей субъекта восприятия, сформированных в предшествующем социальном опыте.

Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего субъекта. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности называется апперцепцией.