logo
Курс лекций Психол

4. Эффекты медицинского общения

В процессе общения может возникнуть ряд эффектов, так или иначе влияющих на специфику взаимодействия партнеров. К таким эффектам можно отнести: проективную идентификацию, трансфер, контртрансфер.

Проективная идентификация – внедрение чувств партнера другому партнеру по общению. Если это происходит между врачом и пациентом, то внедрение чувств врачу может быть опасно для обоих, так как у врача в результате этого будет внутренняя психологическая дисбалансировка, и ему самому потребуется психологическая помощь.

Трансфер (перенос) тенденция в настоящем видеть прошлое, прибегать к использованию старых способов восприятия и реагирования, исключая всякую новую информацию. Если трансфер существует, то он совершенно реален для человека и всякая противоречащая ему информация отвергается.

В клинической практике в случае наличия переноса клиент начинает взаимодействие с врачом как с кем-то другим (матерью, отцом, и др.). Для клиента это происходит бессознательно. Терапевт чувствует перенос по эмоциональным, поведенческим реакциям клиента, как оказываемое на него давление вести себя по отношению клиента так, чтобы это напоминало ему о прежних отношениях. Пациент сам не понимает, почему он «влюбляется» во врача или начинает его ненавидеть.

З. Фрейд усматривает в этом следующую причину: люди строят свои взаимоотношения в настоящем, воспроизводя эмоционально значимые аспекты и впечатления своего прошлого. Восприятие любого нового человека соотносится с субъективными представлениями, хранящимися в памяти.

Мы бессознательно оцениваем людей, используя тот опыт памяти, в котором заложены представления о наиболее значимых фигурах, которые когда-то оказали на нас определенное воздействие. Настоящее обычно представляет собой проекцию более ранних реакций, и этот механизм, формирующий то, что называется трансфером, лежит за пределами сознания.

Усилению трансферных реакций, проявлению эффекта «экрана проекций» способствуют:

– сохранение партнером внешней пассивности и нейтральности;

– проявление им заинтересованности вашей личной жизнью;

– его активное слушание вас.

Именно так чаще всего ведет себя врач, в особенности психотерапевт. Психодинамическая психотерапия специально направлена на работу с трансферными реакциями клиента (больного). Трансфер в психотерапевтической практике используется как способ, с помощью которого пациент вспоминает то, что забыл, то есть то, что является бессознательным источником его психологических страданий.

Начинающие врачи, как правило, теряются, когда сталкиваются с сильными проявлениями со стороны пациентов таких эмоций как любовь, сексуальное влечение, чувство фрустрации, доходящее до отвращения или ненависти, ненасытная требовательность, агрессия.

Cам врач тоже может испытывать какие-то чувства по отношению к пациенту, исходящие из его прошлого. Это явление называется контртрансфером.

Контртрансфер усиливается во времена переживания стрессовых событий и неразрешенных конфликтов в жизни самого врача. Контртрансфер может быть рассмотрен как реакция на внутреннюю дисбалансировку, которая проявляется в виде гнева к клиенту, раздражения, боязни клиента.

Контртрансфер обладает громадной эмоциональной силой, которая может подорвать обычно доброжелательно-нейтральную позицию врача.

Сдерживание и переработка контртрансфера у опытного клинициста приводит к «расщеплению» в функционировании. В эти моменты одновременно действует и та «часть», которая реагирует чувственно, субъективно, и та «половина», которая наблюдает за происходящим честно и объективно.

Профессионал умеет вовремя заметить в себе особое эмоциональное состояние в связи с общением с партнером. Может различить когда это искусственное внедрение чего-то постороннего (в результате эмоционального заражения) или чувства другого вызывают какие-то его собственные ассоциации, переживания (механизм эмпатии), или общение с другим вызывает чувства, которые врач не связывает с собой, но которые являются проявлением его бессознательного и требуют проработки.

Наиболее трудным для начинающих врачей является умение сдерживать и анализировать эротические трансферы, которые стимулируют эротизированные контртрансферы. По данным ВОЗ процент врачей (вне зависимости от их специальности), имеющих эротические контакты с пациентами, достигает 5-10%. Запрет на интимные отношения с пациентами звучит в клятве Гиппократа, поскольку подобные явления ставят под угрозу процесс лечения.

Таким образом, в процессе общения с клиентами врач:

– отслеживает свое состояние, свои переживания;

– видит, слышит, чувствует, понимает своего партнера, его внутренний мир, ту информацию, которую он передает,

– отличает свое отношение к этой информации от своего отношения к клиенту,

– фиксирует особенности возникающих между ним и клиентом взаимоотношений и эффекты взаимодействия.

Все это способствует развитию рефлексивного сознания, осознанию врачом своей коммуникативной мотивации, осознанию составляющих процесса общения. Специалист в этом случае действует не автоматически, исходя из сложившихся установок, стереотипов, поведенческих автоматизмов, а становится субъектом своего общения, его творцом, приобретая внутреннюю свободу действовать так или иначе и беря ответственность за результативность.

Врач остерегается проекции на пациента собственных эмоциональных реакций и потребностей, верит в его рост и личностные изменения благодаря переживанию собственного непрерывного развития и самопознания. Он не требует от пациента совершенства в настоящий момент, а принимает его таким, каков он есть, отделяя восприятие другого от своего отношения к нему. Врач может принять слабость другого человека, а также признать и простить свое несовершенство в настоящий момент.