3.2. Интеракция
Интеракция (интерактивная сторона общения) включает в себя те компоненты общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.
В ходе общения его участникам можно не только обменяться информацией, но и:
– организовать обмен действиями;
– спланировать общую деятельность;
– выработать формы и нормы совместных действий.
Существует несколько видов социальных мотивов взаимодействия (т.е. мотивов, по которым человек вступает во взаимодействие с другими людьми):
1) мотив кооперации – максимизации общего выигрыша;
2) индивидуализм – максимизации собственного выигрыша;
3) конкуренция – максимизации относительного выигрыша;
4) альтруизм – максимизации выигрыша другого;
5) агрессия – минимизации выигрыша другого;
6) равенство – минимизации различий в выигрышах.
Соответственно перечисленным мотивам можно определить ведущие стратегии поведения во взаимодействии:
1) Сотрудничество. Направлено на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей (реализуется либо мотив кооперации, либо конкуренция);
2) Противодействие. Предполагает ориентацию на свои цели без учета целей партнеров по общению (индивидуализм);
3) Компромисс. Реализуется в частном достижении целей партнеров ради условного равенства.
4) Уступчивость. Предполагает жертву собственных целей для достижения целей партнера (альтруизм);
5) Избегание. Представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого (агрессия).
По стратегии поведения можно определить истинные мотивы, которые преследует человек в общении.
Удовлетворение тех или иных коммуникативных потребностей, достижение желаемых коммуникативных целей предполагает наличие адекватного коммуникативного поведения.
Неэффективным будет специалист, желающий установить с партнером близкие положительно окрашенные эмоциональные отношения, и в то же время демонстрирующий с ним доминирующее, конкурирующее поведение, поскольку только ему он и был обучен.
Профессионал-медик (равно как и профессионал-педагог) должен владеть как навыками поведения лидера, так и быть способным к диалогическому, неманипулятивному общению.
Способы воздействия в общении. Традиционным для социальной психологии является выделение следующих способов воздействия: заражение, внушение, убеждение.
Заражение – бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Эта способность проявляется через передачу эмоционального состояния. Особой ситуацией, где усиливается воздействие через заражение является ситуация паники (возникает вследствие либо дефицита информации о чем-то пугающем и непонятном, либо избытка этой информации). Чем выше уровень развития личности, группы, сообщества, чем дифференцированнее личность, тем меньше они подвержены механизму заражения.
Внушение – целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. Это метод манипулятивного воздействия на личность. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Вся информация воспринимается как абсолютно достоверная. Внушению способствует использование различных средств фасцинации. К средствам же контрсуггестии относят недоверие к суггестору.
В отличие от заражения внушение:
а) не предполагает равенства партнеров в сопереживании идентичных эмоций: суггестор здесь не подвержен тому же самому состоянию, что и суггеренд. Это персонифицированное активное воздействие одного человека на другого или на группу;
б) как правило, носит вербальный характер, тогда как заражение кроме речевого воздействия использует и другие средства (восклицания, ритмы и пр.).
Убеждение – построено на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия от человека, принимающего информацию. Вывод должен быть сделан принимающим информацию самостоятельно. Убеждение представляет собой преимущественно интеллектуальное воздействие.
При рассмотрении интерактивной стороны общения необходимо отметить подражание.
Подражание – это воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения авторитетного, значимого лица. Подражание служит фундаментальным принципом развития и существования общества. В результате подражания возникают групповые нормы и ценности.
Различают несколько видов подражания:
– логическое и внелогическое;
– внутреннее и внешнее;
– подражание-мода и подражание-обычай, подражание внутри одного социального класса и подражание одного класса другому.
Проводятся исследования моделей для подражания и факторов, усиливающих этот процесс.
Наряду с коммуникативными умениями воздействия на другого не менее важны умения вести диалог, переговоры, предполагающие равноправные отношения с партнером.
Многие медики (как и педагоги) часто не видят личность своего партнера здесь и сейчас, находясь в плену уже заранее сложившегося о нем представления. Поэтому быть рядом целиком, способность присутствия выделяет профессионала-мастера. Наблюдать, видеть, слышать, понимать – важнейшие коммуникативные требования к деятельности врача.
Факторы, определяющие качество интеракции:
1) объективность, чтобы позволить партнеру быть самостоятельной личностью;
2) гибкость, чтобы принять любые неожиданности, не навязывая другому конформистского поведения;
3) другой человек для такого профессионала безусловная ценность, он его не оценивает и не судит;
4) общаясь с другой личностью, он опирается на то, что видит перед собой сейчас, умея отключаться от мира собственной реальности и вчувствоваться в психологическую реальность партнера;
5) такая направленность не толкает партнера в будущее насильно, но представляет собой установку на восприятие его в непрерывном процессе развития и личностного роста;
6) профессионал хорошо представляет себе границы собственной ответственности и ответственности партнера;
7) понимает, что есть сферы, где он не может решать проблем за другого, а должен только оказать поддержку, придать силы партнеру самому их решать;
8) в этих сферах профессионал сохраняет активную роль не в смысле управления деятельностью партнера, а в смысле непосредственной вовлеченности и искренней заинтересованности во всем, что касается партнера.
Базовыми коммуникативными навыками специалиста-профессионала при диалогическом общении являются: поддержка, активное слушание, отражение чувств партнера, безоценочные суждения, понимание невербального поведения другого, «Я-высказывания».
Швейцарский писатель XVIII века Лафатер писал: «Хочешь быть умным научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда тебе нечего больше сказать».
Логику ведения беседы можно представить в виде модели, включающей следующие этапы:
а) определение проблемы, первоначальный обмен информацией (идеями и чувствами);
б) достижение понимания: углубление обмена информацией, поиск приемлемых решений;
в) определение наилучшего решения, достижение соглашения;
г) разработка конкретных действий по реализации принятого решения.
Чтобы эффективно понимать и изучать собеседника, развивать с ним психологический контакт полезно придерживаться следующих правил:
– больше слушайте и меньше говорите сами, меньше задавайте вопросов и не «подталкивайте» его к обсуждению тех вопросов, о которых ему следует говорить;
– стремитесь прежде всего реагировать на личностно-значимую информацию, связанную с потребностями и интересами партнера;
– стремитесь реагировать на чувства и эмоциональные состояния собеседника.
Виды понимающего реагирования:
а) простые фразы, подтверждающие наличие контакта;
б) перефразирование мыслей и чувств партнера, выраженных открыто;
в) выяснение скрытых мыслей и чувств собеседника;
г) молчание как вид реакции;
д) невербальные реакции;
е) резюмирование;
ж) подбадривание и заверение;
з) вопросы, проясняющие позицию собеседника (безоценочные вопросы с целью прояснить мысли, чувства, представления партнера).
Существует ряд распространенных заблуждений относительно своего поведения в процессе общения.
1. Сильный партнер всегда тверд и бескомпромиссен в достижении своих целей.
2. Сильный партнер скрытен и сообщает лишь абсолютный минимум информации своему собеседнику.
3. В беседе хозяином положения является тот, кто говорит.
4. Когда предложение или позиция сопровождается периодом молчания, то тот кто прерывает паузу – проигравший.
5. Мой партнер покинет меня, когда выяснит, кто я есть на самом деле. Поэтому я буду скрывать свое истинное Я.
6. Если я открою свое сердце, мне причинят боль.
При изучении интеракции в зависимости от дистанции общения выделяют следующие виды общения, которые используют адекватные своим целям коммуникативные средства: ритуальное, деловое, манипулятивное (общение-игра), личностно-ориентированное.
- Предисловие
- Глава I. Психология в медицине
- Актуальность психологической подготовки будущего врача
- 2.1. Современное понимание болезни
- 2.2. Социопсихосоматический подход к человеку.
- 2.3. Системы, подлежащие анализу при изучении болезни
- 2.4. Паллиативное лечение
- 3. Психологический аспект заболевания
- 3.1. Сенсологический этап
- 3.2. Оценочный этап
- 3.3. Этап отношения к болезни
- 4. Значение психологии в подготовке студентов-медиков
- 4.1. Традиционная медицинская модель
- 4.2. Модель выбора
- Глава II. Психика как система самоуправления
- 1. Становление психологии как науки
- 1.1. Понятие «психология»
- 1.2. Психология как самостоятельная наука
- 1.3. Современные представления о психике
- 4. Основные этапы развития психики в филогенезе
- 5. Основные особенности онтогенеза психики человека
- 6. Методы психологического исследования
- 6.1. Наблюдение
- 6.2. Эксперимент
- 6.3. Беседа
- 6.4. Психодиагностика - метод психологического исследования
- Методологические принципы современной психологии
- 1.1. Принцип системности
- 1.2. Принцип развития
- 1.3. Принцип единства сознания и бессознательного
- 1.4. Принцип детерминизма
- 1.5. Принцип активности
- 2. Общая характеристика современных психологических школ
- 2.1. Глубинная психология
- 2.2. Бихевиоризм
- 2.3. Гуманистическая психология
- 2.4. Гештальт-психология
- 2.5. Деятельностный подход
- 2.6. Трансперсональная психология
- 3. Взаимосвязь отдельных психологических направлений
- Сознание – основной социальный механизм жизнеобеспечения человека
- 1.1. Современные взгляды на сущность сознания
- 1.2. Сознание – социально интегрированная система психических функций человека
- 1.3. Свойства сознания
- 1.4. Язык и сознание человека
- 1.5. Состояния сознания
- 1.6. Активное бодрствование
- 1.7. Измененные состояния сознания
- 1.8. Сенсорная изоляция
- 1.9. Состояние сознания перед смертью
- 2. Бессознательное
- 3. Целостность структуры психики
- Глава III. Системные элементы психики
- 1.2. Классификация потребностей
- 1.3. Иерархия потребностей
- 1.4. Индивидуализация способов удовлетворения потребностей
- 1.5. Теории мотивации
- 1.6. Защитные мотивы
- 2. Системные представления о потребностях и мотивах
- 2.1. Потребности и мотивы – основные регуляторы целеполагания и активизации психики
- 2.2. Системная сущность потребностей и мотивов
- 2.3. Диалектика биологического и социального в потребностях человека
- 2.4. Механизмы формирования потребностей
- 1. Внимание
- Общая характеристика
- 1.2. Систематизация внимания
- 1.3. Функции внимания
- 1.4. Внимательность как свойство личности
- 1.5. Расстройства внимания
- 2. Память
- 2.1. Общая характеристика
- 2.2. Виды памяти
- 2.3. Запоминание
- 2.4. Хранение и воспроизведение
- 2.5. Забывание и сохранение
- 2.6. Память и личность
- 2.7. Нарушения памяти
- 3. Системные представления о внимании и памяти
- 1. Ощущения
- 1.1. Понятие об ощущении
- 1.2. О природе ощущений
- 1.3. Классификация ощущений
- 1.4. Свойства ощущений
- 1.5. Чувствительность и ее измерение
- 1. 6. Адаптация
- 1.7. Взаимодействия ощущений
- 1.8. Сенсибилизация
- 1.9. Синестезия
- 1.10. Чувствительность и упражнение.
- 2. Восприятие мира
- 2.1. Восприятие и деятельность
- 2.2. Отличия восприятий от ощущений
- 2.3. Принципы объединения восприятий
- 2.4. Свойства восприятий
- 2.5. Классификация восприятий
- 2.6. Элементы картины мира, конструируемой субъектом восприятия
- 2.7. Восприятие как действие
- 2.8. Роль предшествующего опыта
- 2.9. От стимуляции к восприятию
- 2.10. Избирательность восприятия
- 2.11. Перцептивная защита
- 2.12. Субсенсорное (подпороговое) восприятие.
- 2.13. Экстрасенсорное восприятие
- 2.14. Иллюзии
- 2.15. Восприятие социальных объектов
- 2.16. Восприятие боли
- 2.17. Восприятие болезни
- 2.18. Восприятие и лечебно-диагностический процесс
- 3. Ощущения и восприятие как системные элементы
- Мышление
- 1.1. Мышление в структуре познавательных процессов
- Классификация мышления
- 1.3. Единство мышления и речи
- 1.4. Мышление как психологическая основа решения задач
- 1.5. Интеллект
- 1.6. Творческое (дивергентное) мышление и личность
- 1.7. Позитивное мышление
- 1.8. Саногенное мышление
- 2. Воображение
- 2.1. Понятие «воображение»
- 2.2. Процессы построения образов фантазии
- 2.3. Виды воображения
- 2.4. Отличия представлений от восприятий
- 2.5. Функции воображения
- 2.6. Воображение и творчество
- 2.7. Воображение и органические процессы
- 3. Мышление и воображение как системные элементы
- 1. Роль эмоций в жизни человека
- 1.1. Понятия об эмоциях
- 1.2. Функции эмоций
- 2. Психологические теории эмоций
- Позже п. Бард показал, что с эмоциями из всех мозговых структур связан не сам таламус, а гипоталамус и центральная часть лимбической системы.
- 3. Формы эмоциональных состоянии
- 4. Классификация эмоций
- 5. Динамика эмоций
- 6. Страдание и горе
- 7. Страх и тревожность
- 8. Психогигиена медицинского работника
- 9. Эмоции как системный элемент психики
- Лекция 10. Психология личности
- 1. Понятие личности в психологии
- 1.1. Индивид, личность, индивидуальность
- 1.2. Основные сферы личности
- 2. Психологическая структура личности
- 2.1. Системообразующие признаки личности
- 2.2. Потенциалы личности
- 2.3. Фундаментальные потребности личности
- 2.4. Характеристика структуры личности
- 3. Самосознание личности. Я-концепция
- 3.1. Самосознание
- 3.2. Я-концепция личности
- 4. Развитие личности
- 5. Психодиагностика личности
- 6. Разностороннее и гармоничное развитие личности
- 7. Гуманизация личности
- 8. Личность в деятельности
- 9. Личность участников лечебно-диагностического процесса
- 1.1. Общие понятия о темпераменте
- 1.2. История учений о типах темперамента
- 1.3. Типы темпераментов и их психологическая характеристика
- 1.4. Темперамент и деятельность
- 1.5. Роль темперамента в учебной и медицинской деятельности
- 2.1. Понятие о характере
- 2.2. История характерологический учений
- 2.3. Характер и поведение
- 2.4. Характер как элемент психики
- 3.1. Понятие о способностях
- 3.2. Классификация способностей
- 3.3. Задатки и индивидуальные различия людей
- 3.4. Уровни способностей
- Глава IV. Психологические основы
- 2. Типы межличностного общения
- 3. Структура общения
- 3.1. Коммуникация
- 3.2. Интеракция
- 3.3. Общение как восприятие людьми друг друга.
- 4. Эффекты медицинского общения
- 5. Практические проблемы оптимизации общения
- 5.1. Этапы и эффекты коммуникативного контакта
- 5.2. Трудности, возникающие в процессе общения
- 5.3. Процесс оптимизация общения
- 1. Понятие конфликта
- 2. Причины конфликтов
- 3. Структура конфликта
- 3.2. Условия протекания конфликта
- 3.3. Образы конфликтной ситуации
- 3.4. Возможные действия участников конфликта
- 3.5. Исходы конфликтных действий
- 3.6. Динамика конфликта
- 4. Типы личностей участников конфликта
- 4.1. Типы перманентно-конфликтных личностей
- 4.2. Ситуативно-конфликтная личность
- 4.3. Конфликтная личность – руководитель
- 4.4. Целенаправленно-конфликтная личность
- 4.5. Коллектив и конфликтная личность
- 5. Управление конфликтами
- 5.1. Функциональные последствия конфликтов
- 5.2. Дисфункциональные последствия конфликтов
- 5.3. Организационные способы управления конфликтами
- 5.4. Межличностные способы управления конфликтами
- 6. Правила разрешения конфликта
- 7. Способы поведения в дискуссии
- 7.1. Hеконструктивные способы поведения в дискуссии
- 7.2. Приемы, способствующие пониманию партнера
- 8. Механизмы психологической защиты
- 8.1. Понятие психологической защиты.
- 8.2. Классификация защитных механизмов психики
- Лекция 14. Психология групп
- 1. Феноменология психологии групп
- 1.1. Понятие группы
- 1.2. Классификация групп
- 2. Этапы развития группы
- 2.1. Вступление в общение, межличностные отношения
- 2.2. Формирование отношения группы к каждому ее члену (социометрический статус)
- 2.3. Выдвижение лидера
- 3. Влияние группы
- 3.1. Социальная фасилитация
- 3.2. Социальная леность
- 3.3. Деиндивидуализация
- 3.4. Групповая поляризация
- 3.5. Огруппление мышления
- 3.6. Влияние меньшинства
- 4. Медицинский аспект психологии групп
- 4.1. Врач как член профессиональной группы
- 4.2. Значимые для врача социальные группы
- 4.3. Эффективность вхождения личности в группу
- Глава V. Психология юношеского возраста
- 1.2. Совершенствование психических процессов
- 1.3. Развитие общих и специальных способностей
- 1.4. Развитие мышления
- 2. Развитие личности в юношеском возрасте
- 2.1. Развитие самосознания
- 2.2. Развитие мировоззрения как целостной системы взглядов
- 2.3. Критическое осмысление действительности
- 2.4. Развитие рефлексивного сознания Юность – это период, когда молодой человек ценит свои рефлексивные упражнения, содержанием которых является он сам, его друг, его девушка, все человечество.
- 4. Итоги психического развития в юношеском возрасте
- 4.1. Ранняя юность
- 4.2. Поздняя юность
- 5.1 Особенности развития личности студента
- 5.2. Трудности и противоречия развития психической сферы юношей и девушек
- Глава VI. Психология и терапия семейных
- 2. Жизненный цикл семьи
- 3. Свойства семейной системы
- 4. Практика психологической помощи семье
- 4.1. Организация работы семейного психотерапевта
- 4.2. Техники работы с семьей
- 4.3. Схема проведения первичного приема
- 4.4. Когда и как заканчивать работу с семьей
- Курс лекций
- 210602, Витебск, Фрунзе, 27
- 210602, Витебск, Фрунзе, 27