logo
Курс лекций Психол

1.4. Язык и сознание человека

Язык как система кодов, обозначающих предметы, их действия, качества или отношения, и служащих средством передачи информации, имел решительное значение для перестройки сознательной деятельности человека. Наряду с трудом, совместной деятельностью язык является основным фактором формирования сознания.

1) Язык, обозначая предметы и события внешнего мира, позволяет выделить эти предметы, направить на них внимание и сохранить в памяти. Поэтому можно сказать, что язык удваивает воспринимаемый мир, помогает создавать мир внутренних образов.

2) Язык делает возможным процесс отвлечения (абстракции) и обобщения. Слова языка не только указывают на вещи, но и абстрагируют их существенные свойства, относят их к определенным категориям. Слово совершает за человека ту грандиозную работу по анализу и классификации предметов, которая сформировалась в длительном процессе общественной истории. Поэтому язык не только средство общения, но и орудие мышления, обеспечивающее переход отражения мира из чувственного к рациональному.

3) Язык служит основным средством для передачи информации, сложившейся в общественной истории человечества. Язык является важнейшим средством развития сознания.

Язык проникает во все сферы сознательной деятельности человека.

Язык существенно перестраивает процессы восприятия и создает новые законы этого восприятия.

Язык существенно влияет на процессы внимания человека, который оказывается в состоянии управлять своим вниманием. Внимание становится управляемым, произвольным.

Язык существенно изменяет память человека. Память, опирающаяся на речевые процессы, становится сознательной мнестической деятельностью (человек ставит перед собой цель запомнить, организует запоминаемый материал, расширяет объем сохраняющейся в памяти информации, произвольно возвращается к прошлому).

Язык человека позволяет ему оторваться от непосредственного опыта и обеспечивает появление воображения, которое лежит в основе управляемого творчества.

На основе языка формируются сложные формы абстрактного и обобщенного мышления, появление которых обеспечивает переход от «чувственного к рациональному».

Существенный вклад вносит язык в перестройку эмоциональных переживаний. Оценка соотношений реально выполняемых действий с исходными намерениями, возможность обобщенной формулировки своих удач и неудач приводит к тому, что у человека формируются переживания и длительные настроения, которые далеко выходят за пределы непосредственных аффективных реакций и которые неразрывно связаны с его мышлением, протекающим при ближайшем участии языка.

Если у животных выработка новых форм поведения требует подкрепления ответа на условный сигнал и многократного повторения условных сигналов с безусловным подкреплением, то в случае сознательной деятельности человека картина меняется. Новая форма сознательного поведения может возникнуть у него на основе речевой формулировки правила. Достаточно дать человеку инструкцию, что ему делать, чтобы это новое действие сразу же появилось и стало прочным.

Появление любого действия, выполняемого на основе речевой инструкции не требует «безусловного» (или биологического) подкрепления, не угасает, если инструкция не повторяется. «Переделка» такого действия обычно достигается предъявлением новой инструкции. Все это свидетельствует об огромной пластичности и управляемости процессов сознательного поведения человека.