logo
Курс лекций Психол

1.1. Современные взгляды на сущность сознания

Сознание представляет собой одну из тех проблем, над разработкой которых трудились ученые многих поколений и научных специальностей.

Философия рассматривает сознание как свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в психическом отражении действительности, как субъективную реальность в противоположность объективной, как идеальное в противоположность материальному и в единстве с ним.

В более узком смысле под сознанием имеют в виду высшую форму психического отражения, свойственную только человеку, идеальную сторону целеполагающей трудовой деятельности. Таким образом, философия исследует сознание, в какой-то степени отвлекаясь от материальных, физиологических средств построения идеальных моделей.

Психология трактует сознание как психическую деятельность, которая обеспечивает:

– обобщенное и целенаправленное отражение внешнего мира;

– выделение человеком себя из окружающей среды и противопоставление себя ей как субъекта;

– целеполагающую деятельность, т. е. предварительное мысленное построение действий и предусмотрение их последствий;

– управление поведением личности и контроль за этим поведением;

– способность личности отдавать себе отчет в том, что происходит как в окружающем, так и в своем собственном, духовном мире.

Г.К. Ушаков пишет, что сам термин «сознание» этимологически раскрывает ведущие аспекты содержания этого понятия. Со-знание – сочетанное знание себя, знание о себе, выделение се6я из окружающего. Со-знание – соотношение всех знаний в пределах пространственных связей предметов и явлений действительности (знание себя, окружающего; знание отношений внутри себя, в окружающем, себя с окружающим), так же как и в пределах последовательных временных, пространственно-временных связей.

Последние исключают взаимосвязь знаний, получаемых в момент отражения (предметные ощущения, восприятия), со знаниями, почерпнутыми в результате субъективного пересочетания впечатлений от действительности (образы, представления, суждения, понятия, умозаключения), и со знаниями, предвосхищающими, прогнозирующими перспективы будущего.

Сознание – сложный процесс субъективного восполнения знаний индивидуума об объектах действительности, накопленных им в предшествующем опыте, новыми знаниями о событиях действительности, приобретенными вследствие непосредственного отражения их (Г.К. Ушаков).

Сознание – процесс бесконечного обогащения объема сочетанных знаний, совершенствующий возможности самого индивидуума в исправлении (коррекции) действительности с помощью таких сочетанных знаний.

А.Н. Леонтьев пишет, что «сознание есть не проявление некоей мистической способности человеческого мозга излучать «свет сознания» под влиянием воздействующих на него вещей – раздражителей, а продукт тех особых, т.е. общественных отношений, в которые вступают люди и которые лишь реализуются посредством их мозга, их органов чувств и органов действия. В порождаемых этими отношениями процессах и происходит полагание объектов в форме их субъективных образов в голове человека, в форме сознания».

Сознание – высшая, специфически человеческая форма психики, возникающая в процессе общественного труда и предполагающая функционирование языка (А.Н. Леонтьев).

В Большой медицинской энциклопедии сознание рассматривается несколько в ином плане: «Сознание – высшая, свойственная только человеку функция головного мозга, сущность которой заключается в целенаправленном отражении объективных свойств и отношений предметов внешнего мира, в предварительном мысленном построении действий и предвидение их результатов, в правильном регулировании и самоконтролировании взаимоотношений человека с природой и социальной действительностью».

По И.П. Павлову, «сознание представляется... нервной деятельностью определенного участка больших полушарий в данный момент, при данных условиях, обладающего известной оптимальной (вероятно, это будет средняя) возбудимостью. В этот же момент вся остальная часть больших полушарий находится в состоянии более или менее пониженной возбудимости. В участке больших полушарий с оптимальной возбудимостью легко образуются новые условные рефлексы и успешно вырабатываются дифференцировки. Это есть, таким образом, в данный момент, так сказать, творческий отдел больших полушарий. Другие же отделы их, с пониженной возбудимостью, на это неспособны, и их функцию при этом – самое бо;´льшее – составляют ранее выработанные рефлексы, стереотипно возникающие при наличности соответствующих раздражителей».

Американский психолог Э. Титченер различал два уровня сознания: верхний и нижний. Указанное деление он иллюстрирует посредством двух концентрических окружностей: внутренней, меньшей по величине, заключающей область ясного сознания или содержащей то, что называется объектом внимания, и внешней, большей по величине, заключающей область смутного или рассеянного сознания. Но, по мнению ученого, более удобна диаграмма, представляющая поток сознания как течение на двух различных уровнях, из которых верхний представляет ясные процессы сознания, а нижний – смутные.

Согласно общепринятому мнению, объектом сознания служит природа, общество и само сознание. Речь рассматривается как материальная форма бытия сознания, а содержание сознания — это отраженная в нем действительность, система знаний и целей, которые возникают на основе знаний. Стимулом сознания являются потребности людей и общества. Жизненная значимость его состоит в правильном ориентировании человека в окружающем мире, в самоконтролировании человека, в познании и в творческом преобразовании мира.

Самосознание рассматривается как вид сознания, дающий возможности человеку выделить себя из всего того, что его окружает, оценить свое отношение к миру и самому себе. Самосознание – это осознание человеком своих действий, мыслей, чувств, морального облика, интересов, своего положения в системе общественного производства, т. е. осознание себя как личности, выделенной из окружающей природной и общественной среды и находящейся в определенном, исторически сложившемся отношении к ней.

Сознание объективируется в системе материальной и духовной культуры, в формах общественного сознания. Последнее развивается через сознание отдельных людей, будучи лишь относительно независимым от него. Общественное сознание – это отражение общественного бытия, выраженное в науке, философии, искусстве, в политической и правовой идеологии, в религии, в социальных нормах и воззрениях классов, социальных групп, человечества в целом. Отражая общественное бытие, общественное сознание обладает относительной самостоятельностью и оказывает обратное воздействие на общественное бытие.

Между индивидуальным и общественным сознанием происходит постоянное взаимодействие.

Таким образом, существуют различные точки зрения, однако единой общепризнанной концепции сознания еще нет. В связи с этим мы считаем целесообразным рассмотреть проблему сознания с позиций системного подхода к человеку.