logo
Курс лекций Психол

2.4. Характер как элемент психики

Характер и воля. Характер долгое время отождествляли с волей человека, выражение «человек с характером» рассматривалось как синоним выражения «волевой человек».

Воля связана, по преимуществу, с силой характера, его твердостью, решительностью, настойчивостью. Когда говорят, что у человека сильный характер, то тем самым как бы хотят подчеркнуть его целеустремленность, его волевые качества. В этом смысле характер человека лучше всего, проявляется в преодолении трудностей, в борьбе, т.е. в тех условиях, где в наибольшей степени проявляется воля человека.

Но характер не исчерпывается силой, он имеет содержание, ее направляющее, определяя, как в различных условиях будет функционировать воля. С одной стороны, в волевых поступках характер складывается и в них же проявляется: волевые поступки в значимых для личности ситуациях переходят в характер человека, закрепляясь в нем в качестве относительно устойчивых его свойств; эти свойства в свою очередь обусловливают поведение человека, его волевые поступки.

Волевой характер отличается определенностью, постоянством и самостоятельностью, твердостью при осуществлении намеченной цели. С другой – нередки случаи, когда слабовольного человека называли «бесхарактерным». С точки зрения психологии это не совсем так – и у безвольного человека есть определенные черты характера, такие, например, как боязливость, нерешительность и т.д.

Использование понятия «бесхарактерный» означает непредсказуемость поведения человека, указывает на отсутствие у него собственной направленности, внутреннего стержня, который бы определял его поведение. Его поступки вызваны внешними воздействиями и не зависят от него самого.

Характер и чувства. Своеобразие характера сказывается и в особенностях протекания эмоций человека. На это указывал К.Д. Ушинский: «Ничто, ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя».

Связь между чувствами и свойствами характера человека также взаимная. С одной стороны, уровень развития нравственных, эстетических, интеллектуальных чувств зависит от характера деятельности и общения человека и от сформировавшихся на этой основе черт характера. С другой – сами эти чувства становятся характерными, устойчивыми особенностями личности, составляя, таким образом, характер человека. Уровень развития чувства долга, чувства юмора и других сложных чувств является довольно показательной характеристикой человека.

Характер и мышление. Особенно большое значение для характерологических проявлений имеет взаимоотношение интеллектуальных черт личности. Глубина и острота мысли, необычность постановки вопроса и его решения, интеллектуальная инициатива, уверенность и самостоятельность мышления – все это составляет оригинальность ума как одну из сторон характера.

Однако то, как человек использует свои умственные способности, будет существенно зависеть от характера. Нередко встречаются люди, имеющие высокие интеллектуальные данные, но не дающие ничего ценного именно в силу своих характерологических особенностей.

Примером этому служат многочисленные литературные образы лишних людей (Печорин, Рудин, Бельтов и пр.). Как хорошо сказал И.С. Тургенев устами одного из действующих лиц романа о Рудине: «Гениальность в нем, пожалуй, и есть, но натуры никакой». Таким образом, реальные достижения человека зависят не от одних абстрактно взятых умственных возможностей, а от специфического сочетания его особенностей и характерологических свойств.

Характер и система отношений человека. Характер человека проявляется в системе отношений.

1. В отношении к другим людям (при этом можно выделить такие черты характера, как общительность-замкнутость, правдивость-лживость, тактичность-грубость и т.д.).

2. В отношении к делу (ответственность-недобросовестность, трудолюбие-леность и т.д.).

3. В отношении к себе (скромность-самовлюбленность, самокритичность-самоуверенность, гордость-приниженность и т.д.).

4. В отношении к собственности (щедрость-жадность, бережливость-расточительность, аккуратность-неряшливость.

Следует отметить определенную условность данной классификации и тесную взаимосвязь, взаимопроникновение указанных аспектов отношений. Так, например, если человек проявляет грубость, то это касается его отношений к людям; но если при этом он работает педагогом, то здесь уже необходимо говорить о его отношении к делу (недобросовестность), об отношении к самому себе (самовлюбленность).

Характер и темперамент. Характер нередко сравнивают с темпераментом, а в некоторых случаях и подменяют эти понятия друг другом (Е.И. Рогов). В науке среди господствующих взглядов на взаимоотношения характера и темперамента можно выделить четыре основных:

– отождествление характера и темперамента (Э. Кречмер, А. Ружицкий);

– противопоставление характера и темперамента, подчеркивание антагонизма между ними (П. Викторов, В. Вирениус);

– признание темперамента элементом характера, его ядром, неизменной частью (С.Л. Рубинштейн, С. Городецкий);

– признание темперамента природной основой характера (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев).

Общим для характера и темперамента является зависимость от физиологических особенностей человека, и прежде всего от типа нервной системы.

Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы. Кроме того, черты характера возникают тогда, когда темперамент уже достаточно развит. Характер развивается на основе, на базе темперамента.

Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или неуравновешенность поведения, легкость или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д.

Однако темперамент не предопределяет характер. У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно различный характер. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера.

Так, меланхолику труднее сформировать у себя смелость и решительность, чем холерику. Холерику сложнее выработать у себя сдержанность, чем флегматику. Флегматику надо потратить больше сил, чтобы стать общительным, чем сангвинику и т.п.

Если бы воспитание заключалось лишь в совершенствовании и укреплении природных свойств, то это привело бы к чудовищной однородности развития (Б.Г. Ананьев). Специализация воспитания, например, меланхолика, могла бы привести лишь к тому, что он превратился бы в гипермеланхолика, в мимозоподобное существо. Культивирование свойств флегматика могло бы стать следствием создания тяжелого стиля умственной деятельности, отсутствия гибкости и т.п.

Этого не происходит, поскольку по мере развития личности и нарастания влияния социального окружения взаимоотношения характера и темперамента изменяются. Овладевая на основе развития характера и воли своими потребностями, чувствами, мыслями, человек начинает воздействовать на проявление своего темперамента, преобразовывать его. Вероятно, И.П. Павлов имел это в виду, когда отличал флегматиков деятельных от флегматиков ленивых.

Свойства темперамента могут в какой-то степени даже приходить в противоречие с характером. У П.И. Чайковского склонность к меланхолическим переживаниям преодолевалась одной из основных особенностей его характера – его работоспособностью.

У человека со сформировавшимся характером темперамент перестает быть самостоятельной формой проявления личности, а становится его динамической стороной, определяя:

– эмоциональную направленность свойств характера;

– скорость протекания психических процессов и проявлений личности;

– характеристику выразительных движений и действий личности.

На формирование характера оказывает влияние динамический стереотип, т.е. система условных рефлексов, образующиеся в ответ на устойчиво повторяющуюся систему раздражителей.

На формирование динамических стереотипов у человека в различных повторяющихся ситуациях влияет:

– его отношение к обстановке, в результате чего могут изменяться возбуждение, торможение, подвижность нервных процессов, а следовательно, общее функциональное состояние нервной системы;

– вторая сигнальная система, через которую осуществляются социальные воздействия.

В конечном счете черты темперамента и характера органически связаны и взаимодействуют друг с другом в едином целостном облике человека, образуя неразделимый сплав – интегральную характеристику его индивидуальности.

3. Способности – основа успеха деятельности человека