4.1. Врач как член профессиональной группы
После окончания вуза молодой специалист наряду с непосредственной лечебной работой в той или иной степени участвует в жизни медицинского учреждения, руководит, подчиняется, разрешает возникшие конфликты.
В связи с этим ниже представленная тематика изучения профессиональных групп может быть интересна молодому врачу (Н.Д. Творогова):
– методы повышения эффективности деятельности групп;
– групповое планирование совместной деятельности как метод повышения ее эффективности;
– комплектование малых групп с учетом совместимости и срабатываемости;
– влияние стиля руководства на эффективность работы группы;
– подбор и подготовка руководителей и специалистов;
– психологические барьеры при нововведениях;
– поведение в конфликтных ситуациях.
Морально-психологический климат в лечебном учреждении непосредственно связан с уровнем его развития как группы.
В связи с этим рассмотрим уровни развития группы, описанные А.В. Петровским на основании учета следующих критериев:
а) характеристика межличностных взаимоотношений в группе;
б) наличие общегрупповых целей, вынесенных за рамки данной группы;
в) общественная групповая ценность содержания групповой деятельности;
г) психологическая совместимость и сплоченность индивидов, образующих группу;
д) эмоциональная приобщенность каждого к группе в целом;
е) высота эталонности группы для каждого входящего в эту группу;
ж) преобладание в группе коллективистического самоопределения или конформности в поведении отдельных ее представителей;
з) степень открытости группы для других групп.
Следует помнить, что выделение уровней развития группы по внутренне присущим ей признакам условно. В реальной группе могут «сосуществовать» признаки, характерные для разных уровней ее развития. В связи с этим, правомерно говорить о степени сходства реальной группы с абстрактной (идеальной) характеристикой группы того или иного уровня развития.
Приведем «портреты» диффузной группы, ассоциации, корпорации, коллектива, помня, что индивидуально-психологические характеристики групп включают в себя как сходное, массовидное так и отличное, неповторимое («свое лицо»).
1. В диффузной группе взаимодействие базируется только на непосредственных отношениях (симпатии и антипатии, активном общении или замкнутости и т.д.). Для подобных групп важна проблема групповой совместимости. Психологическая несовместимость в группе может возникнуть из-за резкого различия во вкусах, интересах, темпераментах, привычках индивидов, ее образующих. Эмоциональная приобщенность личности каждого к группе как целому, отсутствует.
2. В группе типа «ассоциация», наряду с непосредственными межличностными отношениями существуют отношения, которые опосредствуются лично значимым для каждого содержанием групповой деятельности, т.е. межличностные отношения и внутригрупповое общение носит деловой характер, подчиненный достижению конкретных, стоящих перед группой целей. Однако, цели этой совместной групповой деятельности не вынесены за рамки данной группы.
Группа типа ассоциации – это группа, замкнувшая цели своей деятельности внутри самой себя. В таких группах наряду с проблемой групповой совместимости важна и проблема групповой сплоченности.
Причем, сплоченность – это характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадения оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам (лицам, задачам, идеям, событиям), наиболее значимым для группы в целом.
На этом уровне развития группы члены группы идентифицируют себя с ней («моя группа», «мы», в отличие от «они» – другие группы).
Поведение отдельных индивидов может иметь конформный характер (конформность – это осознанное внешнее согласие с группой при внутреннем расхождении с ее позицией, сознательное приспособленчество индивида).
Далее развитие группы может приводить ее или к группе типа «корпорация», или к группе – «коллектив».
3. В группе типа «корпорация» отношения непосредственной зависимости (симпатии, антипатии) оттесняются на второй план межличностными отношениями, опосредствованными личностно значимым содержанием групповой деятельности.
Цели совместной деятельности вынесены за рамки группы. Однако, содержание этой деятельности асоциально по своим установкам.
Проблема сплоченности для таких групп более актуальна, чем проблема психологической совместимости. Эмоциональная приобщенность личности каждого к группе в целом может отсутствовать.
В условиях взаимодействия внутри группы отдельные личности действуют под влиянием давления группы, наблюдается конформное поведение.
Корпорация – это группа «закрытая» для лиц, в нее не входящих, и для других групп.
Группа типа «корпорации», как правило, противопоставляет себя другим группам и осуществляет стоящие перед ней цели «любой ценой», в том числе и за счет других групп, отдельных индивидов, демонстрируя тем самым «групповой эгоизм» и «групповой индивидуализм».
4. В коллективе межличностные отношения опосредствуются главным образом личностно значимым содержанием групповой деятельности, т.е. принятыми в группе ценностями и оценками, важными для всех задачами и целями совместной деятельности. Цели совместной деятельности вынесены за рамки группы и являются общественно-ценными.
Для групп типа «коллектив» по сравнению с проблемой психологической совместимости более важна проблема групповой сплоченности и в частности такой ее показатель, как «ценностно-ориентационное единство». Ценностно-ориентировочное единство, как показатель сплоченности коллектива, не предполагает совпадения оценок и позиций членов этого коллектива во всех отношениях, например, в сфере вкусов, эстетических ценностей, читательских интересов и т.д. (что важно для установления показателя психологической совместимости членов данной группы), а предполагает, прежде всего, сближение оценок в нравственной и деловой сферах, в подходе к целям, задачам всех аспектов совместной деятельности.
Одной из важнейших особенностей коллектива является эмоциональная приобщенность личности каждого к коллективу как к целому, с которым личность сознательно или бессознательно себя отождествляет.
В условиях взаимодействия внутри коллектива люди действуют не под влиянием давления группы, а в соответствии с групповыми ценностями. Для коллективистического самоопределения характерно избирательное отношение к любым влияниям, в том числе и к воздействиям своей собственной группы, которые оцениваются, принимаются или отвергаются в зависимости от того, соответствуют ли они или не соответствуют задачам, целям и ценностям, принятым в группе. Коллектив «открыт» для лиц в него не входящих и для других групп.
Группы высокого уровня развития на стрессовые ситуации отвечают повышенной сопротивляемостью, компенсаторными реакциями, возрастанием активности и стеничностью эмоционального климата. Эффективность их деятельности не только не снижается, но даже повышается.
Группы низкого уровня (диффузные группы, ассоциации) в тех же условиях обнаруживают депрессивные настроения, дезорганизуются, взаимодействия внутри них приобретают конфликтный, агрессивный характер, общая деятельность (если таковая имелась) дезинтегрируется, результативность ее снижается.
- Предисловие
- Глава I. Психология в медицине
- Актуальность психологической подготовки будущего врача
- 2.1. Современное понимание болезни
- 2.2. Социопсихосоматический подход к человеку.
- 2.3. Системы, подлежащие анализу при изучении болезни
- 2.4. Паллиативное лечение
- 3. Психологический аспект заболевания
- 3.1. Сенсологический этап
- 3.2. Оценочный этап
- 3.3. Этап отношения к болезни
- 4. Значение психологии в подготовке студентов-медиков
- 4.1. Традиционная медицинская модель
- 4.2. Модель выбора
- Глава II. Психика как система самоуправления
- 1. Становление психологии как науки
- 1.1. Понятие «психология»
- 1.2. Психология как самостоятельная наука
- 1.3. Современные представления о психике
- 4. Основные этапы развития психики в филогенезе
- 5. Основные особенности онтогенеза психики человека
- 6. Методы психологического исследования
- 6.1. Наблюдение
- 6.2. Эксперимент
- 6.3. Беседа
- 6.4. Психодиагностика - метод психологического исследования
- Методологические принципы современной психологии
- 1.1. Принцип системности
- 1.2. Принцип развития
- 1.3. Принцип единства сознания и бессознательного
- 1.4. Принцип детерминизма
- 1.5. Принцип активности
- 2. Общая характеристика современных психологических школ
- 2.1. Глубинная психология
- 2.2. Бихевиоризм
- 2.3. Гуманистическая психология
- 2.4. Гештальт-психология
- 2.5. Деятельностный подход
- 2.6. Трансперсональная психология
- 3. Взаимосвязь отдельных психологических направлений
- Сознание – основной социальный механизм жизнеобеспечения человека
- 1.1. Современные взгляды на сущность сознания
- 1.2. Сознание – социально интегрированная система психических функций человека
- 1.3. Свойства сознания
- 1.4. Язык и сознание человека
- 1.5. Состояния сознания
- 1.6. Активное бодрствование
- 1.7. Измененные состояния сознания
- 1.8. Сенсорная изоляция
- 1.9. Состояние сознания перед смертью
- 2. Бессознательное
- 3. Целостность структуры психики
- Глава III. Системные элементы психики
- 1.2. Классификация потребностей
- 1.3. Иерархия потребностей
- 1.4. Индивидуализация способов удовлетворения потребностей
- 1.5. Теории мотивации
- 1.6. Защитные мотивы
- 2. Системные представления о потребностях и мотивах
- 2.1. Потребности и мотивы – основные регуляторы целеполагания и активизации психики
- 2.2. Системная сущность потребностей и мотивов
- 2.3. Диалектика биологического и социального в потребностях человека
- 2.4. Механизмы формирования потребностей
- 1. Внимание
- Общая характеристика
- 1.2. Систематизация внимания
- 1.3. Функции внимания
- 1.4. Внимательность как свойство личности
- 1.5. Расстройства внимания
- 2. Память
- 2.1. Общая характеристика
- 2.2. Виды памяти
- 2.3. Запоминание
- 2.4. Хранение и воспроизведение
- 2.5. Забывание и сохранение
- 2.6. Память и личность
- 2.7. Нарушения памяти
- 3. Системные представления о внимании и памяти
- 1. Ощущения
- 1.1. Понятие об ощущении
- 1.2. О природе ощущений
- 1.3. Классификация ощущений
- 1.4. Свойства ощущений
- 1.5. Чувствительность и ее измерение
- 1. 6. Адаптация
- 1.7. Взаимодействия ощущений
- 1.8. Сенсибилизация
- 1.9. Синестезия
- 1.10. Чувствительность и упражнение.
- 2. Восприятие мира
- 2.1. Восприятие и деятельность
- 2.2. Отличия восприятий от ощущений
- 2.3. Принципы объединения восприятий
- 2.4. Свойства восприятий
- 2.5. Классификация восприятий
- 2.6. Элементы картины мира, конструируемой субъектом восприятия
- 2.7. Восприятие как действие
- 2.8. Роль предшествующего опыта
- 2.9. От стимуляции к восприятию
- 2.10. Избирательность восприятия
- 2.11. Перцептивная защита
- 2.12. Субсенсорное (подпороговое) восприятие.
- 2.13. Экстрасенсорное восприятие
- 2.14. Иллюзии
- 2.15. Восприятие социальных объектов
- 2.16. Восприятие боли
- 2.17. Восприятие болезни
- 2.18. Восприятие и лечебно-диагностический процесс
- 3. Ощущения и восприятие как системные элементы
- Мышление
- 1.1. Мышление в структуре познавательных процессов
- Классификация мышления
- 1.3. Единство мышления и речи
- 1.4. Мышление как психологическая основа решения задач
- 1.5. Интеллект
- 1.6. Творческое (дивергентное) мышление и личность
- 1.7. Позитивное мышление
- 1.8. Саногенное мышление
- 2. Воображение
- 2.1. Понятие «воображение»
- 2.2. Процессы построения образов фантазии
- 2.3. Виды воображения
- 2.4. Отличия представлений от восприятий
- 2.5. Функции воображения
- 2.6. Воображение и творчество
- 2.7. Воображение и органические процессы
- 3. Мышление и воображение как системные элементы
- 1. Роль эмоций в жизни человека
- 1.1. Понятия об эмоциях
- 1.2. Функции эмоций
- 2. Психологические теории эмоций
- Позже п. Бард показал, что с эмоциями из всех мозговых структур связан не сам таламус, а гипоталамус и центральная часть лимбической системы.
- 3. Формы эмоциональных состоянии
- 4. Классификация эмоций
- 5. Динамика эмоций
- 6. Страдание и горе
- 7. Страх и тревожность
- 8. Психогигиена медицинского работника
- 9. Эмоции как системный элемент психики
- Лекция 10. Психология личности
- 1. Понятие личности в психологии
- 1.1. Индивид, личность, индивидуальность
- 1.2. Основные сферы личности
- 2. Психологическая структура личности
- 2.1. Системообразующие признаки личности
- 2.2. Потенциалы личности
- 2.3. Фундаментальные потребности личности
- 2.4. Характеристика структуры личности
- 3. Самосознание личности. Я-концепция
- 3.1. Самосознание
- 3.2. Я-концепция личности
- 4. Развитие личности
- 5. Психодиагностика личности
- 6. Разностороннее и гармоничное развитие личности
- 7. Гуманизация личности
- 8. Личность в деятельности
- 9. Личность участников лечебно-диагностического процесса
- 1.1. Общие понятия о темпераменте
- 1.2. История учений о типах темперамента
- 1.3. Типы темпераментов и их психологическая характеристика
- 1.4. Темперамент и деятельность
- 1.5. Роль темперамента в учебной и медицинской деятельности
- 2.1. Понятие о характере
- 2.2. История характерологический учений
- 2.3. Характер и поведение
- 2.4. Характер как элемент психики
- 3.1. Понятие о способностях
- 3.2. Классификация способностей
- 3.3. Задатки и индивидуальные различия людей
- 3.4. Уровни способностей
- Глава IV. Психологические основы
- 2. Типы межличностного общения
- 3. Структура общения
- 3.1. Коммуникация
- 3.2. Интеракция
- 3.3. Общение как восприятие людьми друг друга.
- 4. Эффекты медицинского общения
- 5. Практические проблемы оптимизации общения
- 5.1. Этапы и эффекты коммуникативного контакта
- 5.2. Трудности, возникающие в процессе общения
- 5.3. Процесс оптимизация общения
- 1. Понятие конфликта
- 2. Причины конфликтов
- 3. Структура конфликта
- 3.2. Условия протекания конфликта
- 3.3. Образы конфликтной ситуации
- 3.4. Возможные действия участников конфликта
- 3.5. Исходы конфликтных действий
- 3.6. Динамика конфликта
- 4. Типы личностей участников конфликта
- 4.1. Типы перманентно-конфликтных личностей
- 4.2. Ситуативно-конфликтная личность
- 4.3. Конфликтная личность – руководитель
- 4.4. Целенаправленно-конфликтная личность
- 4.5. Коллектив и конфликтная личность
- 5. Управление конфликтами
- 5.1. Функциональные последствия конфликтов
- 5.2. Дисфункциональные последствия конфликтов
- 5.3. Организационные способы управления конфликтами
- 5.4. Межличностные способы управления конфликтами
- 6. Правила разрешения конфликта
- 7. Способы поведения в дискуссии
- 7.1. Hеконструктивные способы поведения в дискуссии
- 7.2. Приемы, способствующие пониманию партнера
- 8. Механизмы психологической защиты
- 8.1. Понятие психологической защиты.
- 8.2. Классификация защитных механизмов психики
- Лекция 14. Психология групп
- 1. Феноменология психологии групп
- 1.1. Понятие группы
- 1.2. Классификация групп
- 2. Этапы развития группы
- 2.1. Вступление в общение, межличностные отношения
- 2.2. Формирование отношения группы к каждому ее члену (социометрический статус)
- 2.3. Выдвижение лидера
- 3. Влияние группы
- 3.1. Социальная фасилитация
- 3.2. Социальная леность
- 3.3. Деиндивидуализация
- 3.4. Групповая поляризация
- 3.5. Огруппление мышления
- 3.6. Влияние меньшинства
- 4. Медицинский аспект психологии групп
- 4.1. Врач как член профессиональной группы
- 4.2. Значимые для врача социальные группы
- 4.3. Эффективность вхождения личности в группу
- Глава V. Психология юношеского возраста
- 1.2. Совершенствование психических процессов
- 1.3. Развитие общих и специальных способностей
- 1.4. Развитие мышления
- 2. Развитие личности в юношеском возрасте
- 2.1. Развитие самосознания
- 2.2. Развитие мировоззрения как целостной системы взглядов
- 2.3. Критическое осмысление действительности
- 2.4. Развитие рефлексивного сознания Юность – это период, когда молодой человек ценит свои рефлексивные упражнения, содержанием которых является он сам, его друг, его девушка, все человечество.
- 4. Итоги психического развития в юношеском возрасте
- 4.1. Ранняя юность
- 4.2. Поздняя юность
- 5.1 Особенности развития личности студента
- 5.2. Трудности и противоречия развития психической сферы юношей и девушек
- Глава VI. Психология и терапия семейных
- 2. Жизненный цикл семьи
- 3. Свойства семейной системы
- 4. Практика психологической помощи семье
- 4.1. Организация работы семейного психотерапевта
- 4.2. Техники работы с семьей
- 4.3. Схема проведения первичного приема
- 4.4. Когда и как заканчивать работу с семьей
- Курс лекций
- 210602, Витебск, Фрунзе, 27
- 210602, Витебск, Фрунзе, 27