logo
Курс лекций Психол

1.1. Индивид, личность, индивидуальность

В обыденной речи мы часто употребляем такое понятие, как личность: личность профессионала, личность студента, творческая личность. Говоря о личности человека вообще, мы подразумеваем некоторое своеобразие поведения, оригинальность мышления, богатство внутреннего мира (чувств, эмоций, воображения, морально-этических ценностей).

В психологии существуют различные подходы к описанию и пониманию личности. При этом она рассматривается как:

1) некоторое психофизиологическое единство, включающее физическое и социальное окружение;

2) множество (или система) черт, т.е. относительно устойчивых особенностей, проявляющихся во внутреннем диалоге субъекта с самим собой, а также в его поведении, высказываниях, отношении к нему со стороны других людей;

3) определенный тип (или их сочетание) с характерными особенностями поведения;

4) система конструктов. Конструкт – это своеобразная оценочная ось (например, плохой – хороший). Он представляет собой элементарную единицу нашего восприятия, отношения и т.п., в которой соединены объективные сведения и их субъективная интерпретация;

5) система личностных смыслов, индивидуальных способов упорядочения внешних впечатлений и внутренних переживаний. При этом подходе акцент делается на содержание потребностно-мотивационной сферы человека;

6) деятельность «Я» субъекта, система планов, отношений, направленности, смысловых образований, корректирующих его поведение;

7) субъект персонализации, т.е. потребности и способности вызывать значимые изменения в физическом и социальном окружении;

8) осуществление процесса жизни в свободном, социально интегрированном индивидууме, наделенном духовным началом.

Многообразие подходов и определений указывает на разнообразие и сложность описания личности. В практическом плане следует принять его как наличный факт и упростить описанное многообразие до уровня некоторых феноменологических моделей.

Подобное упрощение (редукция) является естественной особенностью нашей психической жизни и, следовательно, профессиональной деятельности.

В структуре проявлений личности можно выделить три глобальные составляющие: индивид, персона, индивидуальность.

Индивид – это психосоматическая организация личности, делающая ее представителем человеческого рода.

Персону образуют социально-типические образования личности, что, как правило, обусловлено сходным для большинства людей влиянием социального окружения.

Индивидуальность – это своеобразно сочетание особенностей, отличающих одного человека от другого (это и индивидуально неповторимые особенности организма, и те, которые следует отнести к уникальным свойствам личности).

Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что личность – это системное качество, которое приобретает индивид во взаимодействии с социальным окружением. Это взаимодействие протекает в трех ведущих формах: общении, познании, совместной деятельности.